Именно в этот день в 1935 году первый поезд метро проехал по первой построенной линии — от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры». Московское метро сегодня — это 170 действующих станций, 276 километров тоннелей, эстакад, мостов, наземных участков и 35 тысяч сотрудников. >>>

Я люблю московское метро. Мне нравится, в частности, что можно спуститься в подземку и довольно быстро доехать туда, куда нужно, независимо от погодных условий, праздничных торжеств или перемещения по городу высоких гостей.

Это последнее обстоятельство привлекает не только меня: ежедневно московской подземкой пользуются более 8 млн. пассажиров, и представить себе жизнь столицы без этого вида транспорта уже совершенно невозможно.

Московское метро сегодня — это 170 действующих станций, 276 километров тоннелей, эстакад, мостов, наземных участков и 35 тысяч сотрудников.

А 70 лет назад в Москве появилась лишь одна, самая первая, линия метро, связавшая станцию «Сокольники» со станцией «Парк культуры». Оборудование для столичной подземки изготавливали сотни предприятий Советского Союза, на стройке метрополитена работали более 80 тысяч человек, а москвичи с нетерпением ждали новый вид транспорта, чтобы пересесть из повозок извозчиков в просторные вагоны.

То, как тогда выглядели поезда метро, сегодня можно увидеть на станции Сокольники: к юбилею здесь решили воссоздать фрагмент старого вагона, который уже появился на месте кафе. Не исключено, впрочем, что теперь хот-доги и буррито будут продавать из окна этого вагона.

Самый короткий промежуток

Как говорит начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев, одна из уникальных особенностей столичной подземки — интервалы между составами. В час-пик поезда появляются на станциях каждые 45 секунд, и это — самый короткий в мире промежуток.

Начальник московского метро гордится маленькими интервалами между поездами

И хотя, по словам Дмитрия Гаева, это не очень хорошо, иначе справиться с пассажиропотоком подземки просто нереально.

Впрочем, не все спускаются в столичное метро только для того, чтобы куда-то доехать. Московский метрополитен, это «уникальное архитектурное сооружение, связанное с повышенной опасностью», как ежедневно напоминают пассажирам голоса из динамиков, является одной из главных достопримечательностей столицы.

Приезжающий в Москву иностранный турист хорошо знает, что помимо Красной площади и Большого театра нужно непременно посетить московское метро: плафоны с революционной и военной тематикой или сюжетами из трудовых будней советских людей, мрамор и огромные люстры поражают иностранных гостей до глубины души.

Потрясенные, иностранцы подолгу бродят по платформе, задрав головы и снимая на камеры убранство станций.

Впрочем, как рассказывает мой коллега Сергей Закин, последние 15 лет живущий в Лондоне, лично для него главное достоинство московской подземки заключено не в особой эстетике, а в ее бесперебойной работе. Чего никак нельзя сказать о лондонском метро — самом первом в мире.

Сегодня, говорит Сергей, оно работает из рук вон плохо, составы постоянно останавливаются и подолгу стоят на перегонах, и иной раз поезд приходится ждать по 10 и более минут.

С эстетической точки зрения лондонское метро, как впрочем, и парижское, также не представляет большого интереса и является чисто функциональным транспортом с безликими станциями и огромными лабиринтообразными переходами.

Исключить панику

Но вернемся в московскую подземку. Отдельная история — это названия станций столичного метрополитена. Кто же и по какому принципу принимает решение, как будет называться та или иная станция?

Этим, говорит Дмитрий Гаев, в российской столице занимается специальная комиссия, которая рассматривает как предложения, поступающие от специалистов, так и названия станций, которые предлагают жители города.

Однако, если предположить, что на первоначальное название станции рядовой москвич еще может как-то повлиять, то вряд ли мнение жителей учитывается при переименовании станций.

В начале 1990-х годов массовое изменение привычных названий станций метро нередко вызывало у столичных пассажиров настоящую панику. Теперь, говорит Дмитрий Гаев, переименование происходит более разумно и гуманно.

Например, к 60-летию Победы станция «Измайловский парк» превратилась в станцию «Партизанская».

«Еще десять лет назад, к 50-летней годовщине Победы, мы думали о том, что такой важный элемент нашей победы в войне, как партизанское движение, должен быть запечатлен, в том числе, и в названии какой-нибудь станции московского метро», — вспоминает Дмитрий Гаев.

«И вот три года назад было решено переименовать в «Партизанскую» именно «Измайловский парк», поскольку рядом все равно есть станция с созвучным названием — «Измайловская». К июлю мы закончим всю работу, связанную с изменением визуальной информации в метро: надписей на стенах данной станции, на всех других линиях, на всех схемах и пересадочных табло. Но для удобства пассажиров пока мы оставляем в скобках и старое название этой станции — «Измайловский парк» — до тех пор, пока пассажиры не привыкнут к тому, что теперь это — станция «Партизанская», — обещает Гаев.

Как сообщил начальник Московского метрополитена, в среднем переименование одной станции метро обходится в 1,5 млн. рублей (более 50 тыс. долларов). Но такие затраты Гаева не смущают: новые названия, говорит он, иной раз точнее отражают и прошлое столицы, и ее нынешнюю жизнь.

Но не стоит ожидать, что в обозримом будущем московское метро перестанет носить имя Ленина.

«А зачем? — Дмитрий Гаев пожимает плечами. — Ленин был выдающимся деятелем прошлого века, это признают во всем мире. К нему можно по-разному относиться, но он великий человек, и метрополитен у нас тоже великий».

Татьяна Гоник

Би-би-си, Москва

пятница, 13 мая 2005 г., 19:12 GMT 23:12 MCK

Би-би-си

***