В бой идут одни старики. Стартовал 58-й Каннский международный кинофестиваль
Сколько бы ни ставили в вину Каннам ослабление позиций в борьбе с другими мировыми кинофорумами – в первую очередь с Берлином и Венецией – за первое место по части престижности, нынешний Каннский фестиваль, безусловно, войдет в историю как гордый ответ «Не дождетесь». Нынешний Каннский кинофестиваль в определенном смысле можно считать реваншем за преследовавшие его в последние годы упреки то в продажности попсе, то в излишней политизированности. Как бы ни качнулся маятник пристрастий жюри, возглавляемого непростым Кустурицей, как бы ни проявились очередные политические предпочтения директора фестиваля Жиля Жакоба, уже сейчас можно сказать одно: Канны снова готовы доказать свое главенство на киноолимпе.
Катрин Денев нашла золотую середину между революционностью фантазии и элегантностью.
Фото Reuters |
Только одна маленькая (впрочем, такая ли уж маленькая?) подачка любителям сладенького – премьера за четыре дня до мировой премьеры третьей части «Звездных войн». Однако подобные супергромкие премьеры всегда были в каннских правилах, когда непременно надо было разбавить пресный для многих вкус авторского кино сладенькой клубничкой то «Матрицы», то «Шрека», то теперь вот «Звездных войн». Как правило, такая необходимость возникала, когда следовало утереть нос главным конкурентам. Ничего не поделаешь – на звездных дорожках своя непримиримая борьба за место под солнцем.
В этом году Канны поступили как никогда изящно – и суперпремьеру пообещали, и собрали под сенью местных пальм всю киноэлиту утонченного мирового кино. Интересно, что Каннский фестиваль, обычно охотно привечающий новые имена и выводящий в свет новых звезд от режиссуры, на сей раз остался сурово-непреклонен: в бой идут одни старики. Словно сбившись в дружную когорту, встанут в этот раз грудью на борьбу за честное имя добротного интеллектуального кино такие мастодонты авторского фильма, как Дэвид Кроненберг, Джим Джармуш, Ларс фон Триер, Михаэль Ханеке, Атом Эгоян, Вим Вендерс… Ну а судить эту дружную компанию будет, как известно, Эмир Кустурица, чье выступление в прошлом году на Лазурном Берегу с картиной «Жизнь как чудо» нельзя назвать удачным – впервые босниец не получил за свой фильм вообще ничего, ни одной даже самой скромной «пальмы». Напомним, что Кустурица – один из четырех режиссеров в истории мирового кино, уехавший на родину с Золотой пальмовой ветвью дважды – первый раз за «Папу в командировке», второй раз – за «Подполье». Дважды получали «пальму» также американец Фрэнсис Форд Коппола, японец Сехей Имамура и датчанин Билли Аугуст. Как бы тут не крылась скромная интрижка – а ну как не захочет Кустурица в свою компанию пятого пускать? Мол, сегодня нас пятеро, завтра будет десять, а послезавтра – глядишь – и расплодятся рекордсмены. Не дело.
Хотя, конечно, хочется про Кустурицу думать только хорошее. Но конкуренция, однако, есть конкуренция. Посмотрим.
Как бы то ни было, в среду погода на Французской Ривьере выровнялась, тучки разбежались, с пальм в последний момент почему-то согнали зевак – местный почти что талисман, и началось восхождение к мечте. Нарядная лестница, ведущая в Palais de Festivals, главный плацдарм здешнего кинофорума, расцветилась всеми возможными цветами и вкусовыми пристрастиями по части одежды и прочих аксессуаров. Проплыла почти неувядаемая Катрин Денев, отважно обтянувшая себя ярко-сиреневым платьем с почти революционным разрезом, делающим, безусловно, честь ее смелости и фантазии. Долго позировала перед фоторепортерами малоодетая Летиция Каста. Била наповал знойной красотой Сальма Хайек. Вечернее платье Шарлотты Рэмплинг было выдержано в стиле «строгая классная дама», отчего внутренняя экспрессия этой актрисы непостижимым образом рвалась наружу еще сильнее. Кустурица явился, как всегда, с традиционно нечесаной и не совсем мытой головой, с продуманной четырехдневной щетиной вопреки нынешней моде являться на высокие тусовки с недельной. Принципиальный противник бабочек, на сей раз Кустурица был вынужден повязать на шею этот непременный атрибут великосветского раута. Однако, словно желая дать понять, что его вынудили это сделать насильно, свернул ее строго набок.
В тронной речи на открытии под музыку из собственного последнего фильма Эмир Кустурица еще раз напомнил про свое намерение судить только с точки зрения искусства, не примешивать ни политику, ни другие какие соображения. Впрочем, если попытаться вспомнить, обещал ли кто-нибудь из председателей жюри обратное… Конечно же, нет.
Кино показали пока слишком мало, чтобы всерьез говорить о каких-то течениях и тенденциях. Можно только сказать, что слегка разочаровал фильмом «Мэтч Пойнт» Вуди Аллен, и основательно – Ким Ки-Дук фильмом «Лук». Вуди Аллен, похоже, уже устал, что неудивительно в 70 лет да при таком образе жизни, Ким Ки-Дук – наверное, наоборот, слишком рвется в бой, снимая как минимум по фильму в год, забывая, как кажется, порой даже писать сценарии. Или просто не успевая, несясь с каждым подобием мысли и родившегося художественного образа прямиком на съемочную площадку.
Екатерина Барабаш
Канны
# 92 (3488) 13 мая 2005 г.
***