(Газета). Кому как, а для автора этих строк четвертьфинальный матч — главный. Все, что было до, и все, что будет (если будет) после, можно как-то свести в логическую цепочку. Тут никакой цепочки, переходный процесс не по жизни, по физике: бац! — рубильник переключен, и вот ты уже видишь свет, большой и ослепляющий или маленький, в конце тоннеля. Или никакого не видишь. >>>

День четвертьфиналов начинается с грустной физиономии клерка в отеле — именно Эрни размещал меня в гостинице аж тридцатого апреля. И именно со стартового матча я знаю, что он завзятый хоккейный болельщик. Его живая длинная физиономия утром в четверг похожа на лошадиную гримасу — такая же грустная и неподвижная. Еще не подходя, я уже знаю, в чем суть: команда Австрии проиграла словенцам и, не выиграв ни одного матча (а с нашими-то как храбрились, а?), бесславно завершила турнир на последнем месте. Едва удерживаюсь от того, чтобы позлорадствовать: «Так, мол, вам и надо!» На самом деле центральные австрийские телеканалы внимание уделили чемпионату лишь дважды, во время игр своей сборной на первом этапе. Когда же Австрия потеряла шанс пробиться во второй раунд, хоккей с центральных каналов исчез. Ну вот, по заслугам и место: пятизвездочный отель с кабельным ТВ не по карману — неужто в Инсбрук тащиться, дабы австрийцев со словенцами, за последнее место бьющихся, смотреть? Так что поделом. Но сдерживаюсь: во-первых, Эрни-то тут при чем? А во-вторых, есть сегодня точка приложения эмоций и без этого. Да какая еще! Только вот терпеть до вечера долго.

Помощь приходит откуда не ждешь: средней руки отель у Западного вокзала уже к полудню заполонен новыми для Вены лицами — болельщиками из… Швеции. «Не рано ли? — спрашиваю. — Неужто швейцарцы без боя сдались?» — «А ты из Финляндии, что ли?» — подобная недоверчивость кажется моим улыбчивым после «Оттакрингера» собеседникам атрибутом представителей только одной страны, понятно какой.

Я не из Финляндии, сегодня так вообще не оттуда. «Не горюй, русский! Победители групп встречаются в финале — как тебе такой расклад? И мы, то есть шведы, побеждаем! Согласись, что в третий раз проиграть финал мы не можем, правда?» Пиво пивом, а все просчитали. И то, что уже дважды подряд шведы играли в финале (оба раза проиграли канадцам). И то, что раньше финала Россия и Швеция встретиться не могут… Одно непонятно: что они в Вене-то сегодня делают? Их команда-то в Инсбруке осталась.

Период первый. Канада — Словакия, Инсбрук

Наши играют поздно: о нюансах их матча с финнами читатели ГАЗЕТЫ узнают уже завтра. А первыми бьются чехи с американцами в Вене и словаки с канадцами в Инсбруке. В Инсбруке же и первый гол на первой же минуте — Габорик (уже почти уложенный на лед, он принимает все же пас от синей до синей), словаки повели. Первая минута — анализировать бессмысленно. Одно понятно: пошел переходный процесс, пошел!

Следом — удаление у канадцев. Расслабленные быстрым голом, словаки дарят истории эту пару минут. Вскоре начинает казаться, что зря: незатейливые канадцы по-крабьи захватывают территорию в зоне соперника. И вот уже ответный фол. В большинстве Канада палит откуда попало и попадает: бросок Хитли заставляет вспомнить, что бесконечные замены Станы на Лашака и обратно говорят о не слишком большой уверенности Франтишека Госсы в своих вратарях. Ворота Лашак явно потерял — 1:1.

Впрочем, почти тут же канадцы расшаркиваются перед соперником безалаберной сменой составов — и Бродо падает ниц перед вышедшим один на один Гандзушем (хоть и под достаточно острым углом) намного раньше, чем словак решил, бросать ему или обыгрывать. Игра веселая пойдет, уже ясно.

И не убедили канадцы за двадцать минут, что «кавалеристский» хоккей им на пользу. Словакам тоже только волю дай: провалы между обороной и атакой громадны с обеих сторон, словацкая сборная быстрее налаживает игру в пас, втрое больше выигранных Канадой вбрасывания выглядят ерундой — словацкая сборная «катит» и имеет перевес. Но перевес без голов с Канадой — штука обоюдоострая. Уже под самый перерыв взрываются отцы-основатели, выдают концовочку. Их капитан Райан Смит получает пас аж на пустые ворота. И тут же дуплетом Рик Нэш чуть не выводит Канаду вперед. Ничья — 2:2.

Период первый. Чехия — США, Вена

Чехи с американцами начинают очень осторожно: жива в памяти история годичной давности: когда приговоренные молвой чуть не к расстрелу, да еще и быстро на 0:2 устроившиеся, американцы, в конце концов, звездных чехов-хозяев из чемпионата-то и вышибли. На той же самой стадии. Нервозность чехов ощущается во всем: они чаще нарушают правила, а даже получив численный перевес, доводят дело до того, что первая же в равных составах контратака соперника прямо по центру (сколько таких словаки раскатывали в группе — ни одна ведь не прошла!) дает сборной США гол Модано и лидерство в счете… Как это часто бывает, пропущенная шайба позволяет чехам немного раскрепоститься: американцы все время в своей зоне. Но на пятачок не пускают, а пальба чешских защитников от синей линии только заводит кипера сборной США Дипьетро.

Период второй. Канада — Словакия, Инсбрук

Канадцы отходят от «игры в маятник» и быстро получают результат. Неготовая к тому, чтобы контролировать шайбу в средней зоне, словацкая команда вываливается из ритма игры и тут же получает. Попытка воткнуть головой в борт Симона Ганье — верный шанс схлопотать 10 минут штрафа. Только юркий канадский форвард уже успел уложить вратаря на линии ворот, а шайбу — чуть подальше. В следующие пять минут Канада может забить еще дважды — после броска Уокера шайба даже как-то демонстративно ползет по ленточке: не хочу, мол. А вот в другие ворота — заходит. Никчемные доселе при розыгрыше лишнего словаки забивают наконец в большинстве (Демитра) — уж больно спокойно фолят уверенные в собственной безнаказанности канадцы — 3:3. И тут же выход Палффи один на один. Без гола, правда…

Практически зеркальное отображение первого периода (не полное, потому что во втором под самый уже конец канадцы получают-таки численный перевес и мучают соперника изрядно): тот, кто имеет игровой перевес (в данном случае — Канада), едва не отпускает соперника в лидеры в концовке. Ничья — 3:3.

Период второй. Чехия — США, Вена

Чехи бросаются вперед — две первые минуты шайба не покидает зону соперника, обещая, кажется, скорый гол. Даже «прошить» Дипьетро разок удается, но шайба уходит куда-то в угол площадки. Тем не менее присутствует некая истеричность, на которую вторично намекают «штатники» — они ведут веером атаки, взрезая чешскую оборону. Веер распахивается едва ли не по линии ворот — спешащему к дальней штанге Пэрришу и забивать-то неоткуда.

Но ему и не дают: летящий тушить пожар Выборны изящно подсекает шайбу под планку собственных ворот. 2:0 — серьезнее некуда. Давить чехи давят. Только даже сам Ягр, выкатившись один к воротам, на себя не похож — хоронит шайбу где-то под вратарем. Не бросив даже. Ясно как день: коли не повезет — так, чтоб совсем из ничего шайбу забить, чтоб раскуражиться и полететь — так и сгорят чехи, не дернутся. Руки-ноги связаны. Конечно, Рик Дипьетро — 31 отраженный за два периода бросок, но не только в этом дело, не только.

Период третий. Канада — Словакия, Инсбрук

«Кусочек» большинства остался канадцам на третий период — и они буквально «втоптали» шайбу в ворота, да потом уже Ганье из-за ленточки производил «контрольный». Судья отменил гол, потому что просто потерял из виду шайбу, а правила в таких случаях велят свистеть — индульгенция арбитру в каноне хоккейном прописана. И еще шанс у канадцев — лишнего разыграть. Но то, что они в концовке срока этого наворотили, ни Австрия, ни даже Фиджи себе не позволили бы: «ниточный» (не путать с неточным, все ровно наоборот) пас назад на ход двум словакам — подстраиваться под шайбу не надо даже — против одного (и неготового) защитника. Устроили Госса с Демитрой то, о чем их канадцы (сами не желая) попросили. И опять Словакия повела!

Но хоть бы хны канадцам этим — отбиваются вновь (Ганье). А игра уже опять (как в первом) идет качельная, бесшабашная. Не остановится никто, не успокоится, тут уж, кто вытянет: билетик-то счастливый… Миллиметр отделил словаков от гола после броска Вишновски. А потом ахнули все словацкие журналисты разом: их сборная чудом убереглась. Вытянули канадцы. Задела ли шайба после броска едва вошедшего в зону громадноростого Торнтона (с ходу пущенная в ворота) клюшку еще более огромного Хары — иди теперь разбирайся. Волчком вертясь, влетела, кажется даже, что над головой (хотя понятно — это только кажется) Лашака. Который отгонял ее, как осу, да так и не отогнал.

Говорят, что за неимением Кубка Стэнли в этом году Канада все пиар-силы бросила на чемпионат мира. Вот завтра и посмотрим, сколько журналистов с родины хоккея пожалуют на полуфинал в Вену из Инсбрука.

Териод третий. Чехия — США, Вена

И ведь повезло же чехам: дальний не бросок даже — наброс (записанный на Жидлицки, а на самом деле, практически безымянный), и Дипьетро разочарованно вертит в руках новую маску (пришлось поменять: старую подпортили — так лезли чехи). Ох, если б так все просто было: новая-старая, фарт-нефарт. А играть еще семнадцать минут, вот и посмотрим сейчас, каково нашим-то было от лезущих напропалую чехов отбиваться, сейчас нервов поменьше, а времени — побольше. И кажется, что сил у американцев немного осталось: две минуты штрафа — не вылезают игроки сборной США из своей зоны — и кончается все (уже в равных составах) роскошным, истинно чешским пасом на пустой угол Шпачеку, счетом 2:2 и запоздалым (?) тайм-аутом тренера сборной США Питера Лавиолетта.

И вновь игра дарит шанс американцам — после обоюдного удаления еще две минуты схлопотал Кубина, и минуту мариновала сборная США соперника в зоне: четверо против троих (отбывший срок за «обоюдку» Ягр чуть не убил дядьку, никак не умевшего дверь-калитку штрафную открыть), но видно, уж шестьдесят-то минут судьба так и решила гнать команды по прошлогоднему следу. Там, напомним, тоже 2:2 было (только 2:0 вели чехи).

Овертайм, Вена

Три явных момента у американцев, одна «половинка» у чехов — 10 минут. Будто знали американцы, что вот эти десять минут у них и есть, а дальше — время чешское. Буллитное. Ручински забивает первым у чехов, и этот броскок — единственный результативный из… девяти! Из которых пять — американских! Пятый чехи не бьют — и так прошли!

12.05.2005

Юрий Розанов

Вена

ГАЗЕТА

***