Вряд ли будет натяжкой сказать, что практическая реализация самого масштабного проекта президентской администрации – пресловутого укрепления вертикали власти – началась ровно 5 лет назад. 13 мая 2000 года Владимир Путин подписал указ № 849 «О полномочном представителе президента РФ в федеральном округе». С тех пор не утихала дискуссия, нужны ли стране в принципе полпреды. И даже сейчас, когда Кремль сознательно идет на дальнейшее усиление их роли, эта тема не теряет своей актуальности.

Собственно, до подписания указа о полпредах в федеральных округах действовали указ и положение о полпредах в регионах еще от 1997 года. Точно так же, как и старый региональный представитель, новый «федеральный» должен был оказывать «содействие президенту РФ в реализации его конституционных полномочий». Более того, конкретное перечисление этих полномочий и в ельцинском, и в путинском указах было очень похожим. Концептуальная же разница заключалась как раз в утверждении 7 федеральных округов и изменении, так сказать, статусности полпредов.

На семи столпах

Заключалась эта статусность, по большому счету, во-первых, в самих размерах федеральных округов (шутка ли, даже самый маленький по площади Южный ФО больше двух Великобританий), а во-вторых, в уточнениях вроде «над зданием, в котором располагается полномочный представитель, поднимается Государственный флаг Российской Федерации» (что подразумевает выделение полпреду отдельного помещения). Что же именно должны делать полпреды, до какой степени распространяется их влияние и насколько они компетентны для решения тех или иных проблем – из указа № 849 не всегда понятно. Ведь если, скажем, с пунктом «полпред по поручению президента вручает удостоверение судьи судьям» все ясно, то фраза «принимает участие в работе органов государственной власти субъектов власти РФ, а также органов местного самоуправления» весьма абстрактна. Мало ли как, в самом деле, можно принимать участие в работе.

Ситуацию усугубляло то, что все семеро назначенных и спустя несколько дней после подписания указа сами не до конца осознавали свою историческую роль и поэтому избегали прямолинейных формулировок. Так, известный тележурналист Николай Сванидзе допытывался у только что назначенного полпреда в Дальневосточном ФО Константина Пуликовского, будет ли он помощником губернаторов или, скорее, их суровым контролером. «Я буду ни тем, ни другим, а представителем президента», – отвечал г-н Пуликовский. И пространные рассуждения остальных «генерал-губернаторов» по сути своей сводились к этому же не очень информативному тезису.

Но даже больше, чем сами полпреды и их задачи, многих экспертов беспокоил сам факт «разрезания» России на федеральные округа. Самые опасливые политологи углядели за условным делением страны на крупные территории едва ли не возможную причину распада страны. Однако опасения эти пока не подтвердились.

Медведи со скипетром

Даже самый завзятый конспиролог не найдет в делении России на округа никакой другой логики, кроме географической. Разве что Пермская область и Башкирия находятся не в Уральском ФО, а в Приволжском. Но и тут нет никакого секрета. В свое время главный фединспектор по Пермской области Николай Фадеев объяснил это тем, что два региона с большим экономическим потенциалом не должны были оказаться в одном округе со свердловским губернатором Эдуардом Росселем. Потому что г-н Россель не только один из самых известных в стране региональных политиков, но и еще в начале 90-х пытался создать Уральскую республику. Только гнев федерального центра и нежелание губернаторов-соседей сливаться с Росселем в республиканской форме поставили на этой затее крест. Соответственно и появление над собой какого-то там президентского наместника г-н Россель воспринял болезненно и даже в одном интервью сравнил полпредов с фашистскими гауляйтерами. «Собака лает, караван идет», – невозмутимо отреагировал на такие слова Петр Латышев.

У полпреда Латышева вообще не особо клеились отношения с г-ном Росселем. Однако, как взрослые мужчины и опытные аппаратчики, губернатор и полпред стараются личные свои взаимоотношения оставлять без внимания СМИ. Но вот ведь какая ирония судьбы: именно Латышев, а не Россель оказался человеком, попытавшимся дать идее уральского единства новую жизнь. Г-н Латышев инициировал создание герба Уральского федерального округа. Когда художники принесли ему эскиз – овальный бело-синий щит, на котором были изображены бурый и белый медведи, держащие скипетр, Петр Михайлович, говорят, был в восторге. Медведи символизировали юг и север УФО, а скипетр принято считать символом власти. Причем, отметим, отнюдь не полпредской. Герб даже отпечатали на партии сувенирных флажков, и неизвестно, к чему бы это все привело, если бы Геральдический совет при президенте РФ не отказался бы считать творение уральских художников гербом ввиду отсутствия в законодательстве понятия федерального округа.

«Бои» губернского значения

До того как президент Путин отменил институт выборного губернаторства, полпредам приходилось нелегко. Зачастую на выборы шли люди, которые Кремль по тем или иным причинам не устраивали. Так, например, когда предприниматель с криминальным прошлым Андрей Климентьев баллотировался на пост нижегородского губернатора, полпред Сергей Кириенко, по слухам, сильно нервничал и даже написал заявление об отставке, которому планировал дать ход в случае, если бизнесмен одержит на выборах победу. Была развернута беспрецедентная кампания по очернению и без того не слишком светлого образа Климентьева. Также полпреды старались снимать неугодных кандидатов через суды. Так, в 2000 году с курских выборов был снят Александр Руцкой. В Южном федеральном округе кандидатов тоже нередко снимали.

Но бывает и так, что полпредам достаточно применить силу слов. В 2000 году президентский представитель в ЦФО Георгий Полтавченко уговорил ивановского губернатора не идти на новый срок. Однако полпреды – тоже люд, и им тоже случалось допускать ошибки. «Наместник» в СЗАО Илья Клебанов три раза подряд – в Псковской, Архангельской областях и Ненецком автономном округе – умудрился поставить не на того кандидата, а, вернее, не имел должных рычагов для нейтрализации оппонентов своего «фаворита».

Теперь, напомним, списки кандидатур губернаторов, одну из которых президент вносит на рассмотрение местным депутатам, составляют именно полпреды. Председатель ЦИК Александр Вешняков полагает, что, когда процедура назначения губернаторов пройдет обкатку, полпреды президента потеряют свою актуальность.

Но среди специалистов широко бытует и другая точка зрения. Кремль явно пытается придать новые силы институту полпредства, существование которого за минувшие 5 лет, мягко говоря, не очень заметно сказалось на эффективности управления страной. Так, в апреле Владимир Путин подписал указ об образовании советов при своих полпредах во всех округах, кроме Южного. А это значит, что эксперименты с довольно бесполезным пока что «генерал-губернаторством» будут продолжены. И продолжит возрастать поголовье чиновников, функции которых не всегда понятны даже им самим.

Полномочные представители президента в федеральных округах

Центральный ФО

Георгий Полтавченко (с 18.05.2000)

Сибирский ФО

Леонид Драчевский (18.05.2000 – 09.09.2004)

Анатолий Квашнин (с 09.09.2004)

Поволжский ФО

Сергей Кириенко (с 18.05.2000)

Северо-Западный ФО

Виктор Черкесов (18.05.2000 – 11.03.2003)

Валентина Матвиенко (11.03.2003 – 15.10.2003)

Илья Клебанов (с 01.11.2003)

Южный ФО

Виктор Казанцев (18.05.2000 – 09.03.2004)

Владимир Яковлев (09.03.2004 – 14.09.2004)

Дмитрий Козак (с 14.09.2004)

Уральский ФО

Петр Латышев (с 18.05.2000)

Дальневосточный ФО

Константин Пуликовский (с 18.05.2000)

ШАГЕН ОГАНДЖАНЯН

13.05.05

пятница

«Новые Известия»

*