Создателем рынка операционных систем считается International Business Machine (IBM), IT-корпорация с более чем столетней историей. В начале 80-х IBM пригласила на этот рынок Microsoft, отдав ей подряд на разработку первой операционной системы для IBM PC, что и привело в конечном итоге к мировому господству Windows. Теперь IBM активно поддерживает конкурирующий продукт — Linux (операционная система с открытыми исходными кодами, то есть доступная всем разработчикам). Менеджер IBM Адам ДЖОЛЛАНС, ответственный за развитие проекта Linux в мировом масштабе, во время визита в Москву ответил на вопросы корреспондента «Времени новостей» Андрея АННЕНКОВА.

— Почему IBM отдала в свое время разработку первой операционной системы для IBM PC на подряд Microsoft вместо того, чтобы сделать эту работу самостоятельно?

— Тогда нам хотелось, чтобы разработка компьютера IBM PC шла очень быстро. Поэтому определенные компоненты заказывались другим компаниям, таким как Intel и Microsoft. IBM PC, кроме того, изначально строилась с открытой архитектурой, так, чтобы ее можно было расширять продуктами других производителей.

— Неужели IBM, которая к тому времени создала очень сложные операционные системы, не могла самостоятельно написать что-то подобное MS-DOS?

— Да, в то время в IBM умели разрабатывать большие и мощные операционные системы. Потом, кстати, мы работали над масштабными проектами совместно с Microsoft. В частности, проект Windows NT начинался как совместный.

— Каким образом ваша компания берет на себя ответственность перед пользователем за Linux — продукт, разработанный не ею, а неким аморфным сообществом программистов?

— Это подлинное изменение в нашем подходе к рынку программного обеспечения. На ранних стадиях развития проекта многие в IBM говорили точно то же самое: зачем нам отвечать за то, что создал кто-то другой? Как система, которую создавали тысячи и тысячи человек, может быть лучше той, которую могут создать специалисты IBM? Но мы выполнили исследование перспектив open source (движение разработки программ с открытым кодом. — Ред.) и Linux и пришли к выводу о том, что методология создания этой системы очень хороша. Я бы сравнил open source с университетом. Я, например, изучал квантовую механику. Там все просто: кто-то изучает одну область, кто-то другую, в результате у всех нас прибавляются знания о предмете. Мы считаем, что и в развитии программного обеспечения путем подобного сотрудничества можно прийти к выдающимся результатам.

У созданной общими усилиями операционной системы очень много преимуществ. Такая система подобна национальной транспортной системе, автомобильным дорогам, которые используют все без исключения. Точно так же Linux в качестве единой операционной системы связывает вычислительные системы самых различных архитектур. Давайте заглянем в будущее информационных технологий на 5—10 лет вперед. На рынке будет большой набор различных устройств доступа к данным, не только ПК и лэптопы — посмотрите, как прогрессируют мобильные устройства. Нас привлекает идея дать всем им единую операционную систему.

— Если в этих словах заменить «Linux» на «Windows», разве изменится смысл сказанного вами?

— Windows не годится для больших, высокопроизводительных компьютеров. А Linux от типа процессора успешно работает на больших компьютерах, а также в часах и вообще в электронной аппаратуре, например в цифровых видеокамерах.

У Linux есть еще одно важное преимущество: эта система не привязана к определенным поставщикам. Это значит, что производитель не может закабалить пользователя. Кроме того, Linux очень надежна. Наши пользователи рассказывают, что Linux у них работает по три года без перезагрузки.

— Windows NT тоже, бывает, не перезагружают годами.

— Я летел сюда из Хитроу. Некоторые мониторы в лондонском аэропорту не работали, и я видел логотип Windows на этих мониторах.

— А цена? Сэкономит ли пользователь на Linux?

— Это зависит. Можно построить примитивную Linux-систему, которая ничего не будет вам стоить. Но если вам нужна поддержка на корпоративном уровне, придется платить за нее и за администрирование. Но мы слышим от пользователей, что они экономят, отказавшись от Windows в пользу Linux. Поэтому, кстати, правительственные учреждения по всему миру часто предпочитают Linux.

— Покупают ли Linux правительственные организации России?

— Мы создали совместно с Мининформсвязи России центр компетенции для апробации Linux-технологий. У меня нет точных данных о внедрениях Linux в правительственных организациях, но предварительная работа и переговоры об этом ведутся. Мы весьма заинтересованы в этом потому, в частности, что в России живет множество талантливых программистов. Они могут пополнить сообщество специалистов, работающих в открытых кодах. У этого сообщества колоссальные возможности роста и развития. Если ваши студенты смогут изучать Linux на ранних стадиях обучения, в дальнейшем в России появятся настоящие профессиональные лидеры мирового уровня.

— А вы сами на месте нынешних молодых людей предпочли бы карьеру программиста, работающего в open source, или место сотрудника крупной корпорации вроде Microsoft?

— Я начинал как программист и хотел заниматься самыми передовыми технологиями. Эти мечты я лелеял до тех пор, пока не начал выплачивать ипотечный кредит. Но даже в больших компаниях программисты все равно стремятся работать с передовыми технологиями. Внутри IBM существует центр Linux-технологий. Он объединяет 800 программистов по всему миру. Этим людям зарплату платит IBM. С точки зрения программиста это очень интересная работа.

— Много ли русских среди сообщества open source?

— Конечно. Иначе откуда было взяться русифицированным версиям Linux.

Время новостей

***