Правительство сделало еще один шаг навстречу отечественному автопрому. В преддверии рассмотрения кабинетом среднесрочной программы развития автомобилестроения, намеченного на 19 мая, глава Минпромэнерго Виктор Христенко решил лично проинспектировать отечественных производителей. В начале недели министр посетил с визитом «АвтоВАЗ» и «КамАЗ», поскольку эти предприятия, по его словам, «являются очень хорошими образцами для понимания ситуации на рынке грузовых и легковых автомобилей». В Тольятти и Набережных Челнах министр сообщил о переменах, которые готовит государство на рынке автопрома. >>>

Программа, вынесенная на рассмотрение правительства, по словам г-на Христенко, знаменует собой «начало нового этапа развития автопрома». Часть решений, которые лягут в основу стратегического документа, уже приняты правительством. В апреле вступил в силу режим промышленной сборки для производства автомобилей и автокомпонентов, который распространяется не только на иностранных инвесторов и совместные предприятия, но и на отечественных участников рынка, организующих производство на территории России.

Однако, по словам г-на Христенко, кабинету еще предстоит обсудить и окончательно утвердить ряд решений. В частности, правительство намерено ввести «ужесточение позиций по сроку эксплуатации автомобилей, чтобы все жесткие требования, которые есть во всех странах-автопроизводителях, не создавали для России ситуацию автомобильной свалки». Сейчас запретительные по уровню пошлины взимаются с ввозимых иномарок старше семи лет. «Я думаю, что нам надо выходить на пятилетний срок, не больше», — заявил он. Кроме того, в рамках программы будут определены на 5—10-летнюю перспективу требования, которые государство будет предъявлять к продукции автозаводов по экологическим стандартам (выход на стандарты евро-2, евро-3, евро-4 и евро-5) и техническим параметрам. Эти меры, считает глава Минпромэнерго, позволят автопрому «совершенно осознанно инвестировать или осуществлять те или иные новации в рамках своего производства». Кроме того, автопроизводителям будет предложена возможность отнести затраты на НИОКР к издержкам производства.

Все запланированные меры, по словам главы Минпромэнерго, стали результатом сочетания стратегии государства и стратегии отдельных корпораций. При этом он отметил, что «пример автопрома ярко иллюстрирует возможности государственно-частного партнерства для повышения конкурентоспособности российской промышленности».

В качестве «достойного примера для подражания» среди российских проектов глава Минпромэнерго особо отметил производственный комплекс автомобилей Lada Kalina на Тольяттинском автозаводе. «Увиденное не просто оправдало, а даже превзошло мои ожидания», — отвечал г-н Христенко на вопросы журналистов. Больше всего его впечатлила новая линия, оснащенная современным оборудованием для производства Kalina. «Переход на «Калину» — правильная стратегия «АвтоВАЗа», — резюмировал г-н Христенко.

Изначально проект Kalina (инвестиции «АвтоВАЗа» в него составили 640 млн долл.) был задуман в рамках обновления модельного ряда. Всего в этом году в Тольятти будет произведено 20 тыс. автомобилей данного семейства. В дальнейшем планируется также выпускать Kalina в кузове хэтчбек и универсал, со временем существенно расширив производство. В следующем году запланировано выпустить 60 тыс. машин семейства Kalina, а на проектную мощность в 220 тыс. авто «АвтоВАЗ» намерен выйти к 2007 году.

Впрочем, «голосовать деньгами» за Kalina, отметил г-н Христенко, предстоит все же самим российским и зарубежным потребителям. На рынок седаны семейства Lada Kalina поступят уже во втором квартале этого года по цене около 8 тыс. долл. в базовой комплектации.

Майя АЛЕКСЕЕВА

N°81

13 мая 2005 Время новостей

Время новостей

***