Половина из зарегистрированных в РФ печатных изданий не издается
Число зарегистрированных в России периодических печатных изданий превысило 46 тысяч наименований, но реально издается лишь половина из них. Об этом говорится в докладе «Российский рынок периодической печати — состояние, тенденции и перспективы развития», подготовленном Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.
Доклад был представлен в четверг на встрече руководителя агентства Михаила Сеславинского с главными редакторами печатных СМИ и информационных агентств.
Как сказано в документе, в России сейчас зарегистрированы почти 26 тысяч газет, более 16,5 тысяч журналов и 3,4 тысяч альманахов, сборников, бюллетеней, что на 21 тысячу больше, чем в начале 2000 года. Однако, как отмечается в докладе, реально издается лишь немногим более половины изданий от числа зарегистрированных.
«Количественный рост печатных СМИ в России давно не сопровождается адекватным ростом их тиражей, а число читателей сокращается даже у самых известных газет и журналов», — говорится в документе.
При этом «завышение выходных данных тиражей газет и журналов является достаточно распространенным».
Общегодовой тираж российских газет в 2004 году превысил 8,5 миллиардов экземпляров, тираж журналов составил только 600 миллионов экземпляров.
Газеты распределены по регионам достаточно равномерно — на Москву и Петербург приходится не более 10% общего количества наименований. В то же время, подавляющее большинство журналов — свыше 91% наименований и 98% тиража — зарегистрированы и выходят в свет в Москве и Санкт-Петербурге, говорится в докладе.
Авторы документа отмечают, что «можно с уверенностью констатировать, что государственной цензуры СМИ в России нет».
Однако по причине зависимости многих изданий от различных групп влияния, либо политических сил, в них, как правило, в той или иной форме существуют внутренние самоограничения цензурного свойства.
В агентстве считают, что «в современной России СМИ могут эффективно развиваться только как бизнес».
«Рынок СМИ — рынок сложный, он еще не сформировался как прозрачный, но это рынок успешный и динамично развивающийся», — заявил на встрече глава агентства Михаил Сеславинский.
Он подчеркнул, что «практика опубликования подобных аналитических докладов станет традиционной». Сеславинский выразил надежду на то, что результаты исследования рынка СМИ вызовут интерес в медиа-сообществе.
*