Москве и Тбилиси нужен брак по расчету. В обзоре британских газет
* Козыри России на постсоветском пространстве
* Уроки Второй мировой: усвоить и забыть?
* Что страшнее — развал СССР или его создание?
* У Тони Блэра нет мандата на управление страной?
* Вино вместо пива и интернет вместо газет
Москва — Тбилиси: «неистовство и злоба не помогут»
«Таймс» посвящает редакционную статью визиту американского президента в Грузию, отмечая, что по количеству участников митинг в Тбилиси, на котором выступил Джордж Буш, наверное, был самым крупным с момента отделения Грузии от Советского Союза.
Буша приветствовали не только потому, что он стал первым американским президентом, посетившим Грузию, но и за его решительную поддержку прозападного курса, избранного Михаилом Саакашвили, и возможного вступления страны в НАТО.
«Таймс» не оставила без внимания заявление Буша о том, что другие страны должны уважать суверенитет и территориальную целостность Грузии; по мнению газеты, это «плохо завуалированная критика финансовой и военной поддержки, которую Москва оказывает Абхазии и Южной Осетии, двум республикам, отвергающим все попытки грузинской стороны установить контроль Тбилиси над их территорией».
Газета отмечает, что время для подобных заявлений — на следующий день после празднования Дня Победы в Москве — выбрано не слишком удачно.
России, связанной с Грузией вековыми религиозными и культурными традициями, эти слова могут показаться провокационными. Москва обвиняет Грузию в том, что та предоставляет убежище чеченским боевикам в горах на границе с Россией, и решительно протестует против присутствия в Грузии американских военных советников.
«Россия не имеет права навязывать свою политику за пределами собственных границ и проявлять большую озабоченность делами своих соседей, чем Вашингтон демонстрирует по поводу Латинской Америки, — пишет «Таймс». — Но у нее на руках есть сразу несколько козырных карт».
Грузия практически полностью зависит от поставок российской электроэнергии, но платит за нее крайне нерегулярно. Если живущие в России грузины — а их более миллиона — перестанут посылать на родину деньги, экономику Грузии ожидает коллапс. Возможно, Россия подогревает сепаратистские настроения в Абхазии и Южной Осетии, но ни для кого не секрет, что большинство населения этих республик предпочитает власть Москвы Тбилиси. И, наконец, в Грузии по-прежнему находятся две российские военные базы.
Газета отдает должное прагматичной политике Михаила Саакашвили. «Он понимает, что, несмотря на порой враждебное отношение, геополитическая обстановка диктует необходимость сотрудничества с Россией, — констатирует «Таймс». — Неистовство и злоба с обеих сторон ничем не помогут энергичному, но доведенному до нищеты грузинскому народу».
Кто сегодня помнит об Освенциме
Тема Второй мировой войны не сходит со страниц «Дейли телеграф».
«Томасу Матуссеку, послу Германии в Великобритании, который недавно жаловался на одержимость британцев этим периодом европейской истории, предстоит непростая неделя, — так начинает свою редакционную статью газета. — Накануне в Берлине открылся мемориал жертвам Холокоста, а за ним последовало беспощадное разоблачение: Альберт Шпеер, считавшийся один из самых «безобидных» нацистов, знал о существовании Освенцима».
На этой неделе передачи, посвященные Второй мировой, не сходят с британских телеэкранов, так что, возможно, герр Матуссек и прав: британцы действительно зациклились на войне, тем более, что события эпохи Тюдоров и Стюартов постепенно уплывают в глубину истории.
Но, убеждена «Дейли телеграф», лучше говорить о войне много, нежели не говорить о ней вовсе, тем более, что прошлогодний опрос 4 тысяч британцев показал: половина из них, в отличие от Шпеера, никогда не слышала об Освенциме.
«Отсутствие премьер-министра на празднествах в Москве и его отказ разрешить королеве присутствовать на церемонии в Лондоне продемонстрировали его глубоко неверное суждение о том, какое важное место занимает память о войне в национальном самосознании», — подчеркивает консервативная газета.
Известная максима «народ, забывший свою историю, обречен пережить ее вновь» не утеряла актуальности, продолжает «Дейли телеграф». Холокост — не единичный случай массового уничтожения людей; достаточно вспомнить 800 тысяч убитых в Руанде и 300 тысяч жертв в Дарфуре. Несмотря на комментарии господина Матуссека, немецкая нация хорошо понимает необходимость помнить о войне.
«Знание истории Второй мировой войны — это не только моральный долг, — завершает «Дейли телеграф». — Оно жизненно необходимо для понимания современной истории. Наследие войны весьма значительно: это и создание ООН, и ранние инкарнации Евросоюза, и мирная политика Германии и Японии, и создание и распад коммунистического блока в Восточной Европе. Все это — результаты войны, забыть о которой было бы грубо и бессердечно».
Россия — «Венесуэла с ракетами»?
Обозреватель «Файнэншл таймс» Мартин Вулф считает, что «России надо помочь стать нормальной демократией». Так называется его статья в газете британского делового мира.
«Недавнее замечание Владимира Путина о том, что распад Советского Союза стал «величайшей геополитической катастрофой ХХ века», напоминает нам, что Россия — это не просто еще одна бывшая коммунистическая страна, переживающая переходный период», — указывает журналист.
У многих россиян, включая и бывшего агента спецслужб, ставшего их президентом, распад их империи, их государства и идеологии по-прежнему вызывает чувство обиды и негодования. Однако Россия станет нормальным государством только тогда, когда ее народ перестанет сожалеть о былой мощи и приветствует свою свободу, считает автор.
«Величайшей катастрофой ХХ века был не распад Советского Союза, а его создание», — пишет Мартин Вулф. Советская партийно-государственная система вдохновила гитлеровских национал-социалистов. «Героизм советских людей уничтожил этот омерзительный режим, — продолжает автор. — За это человечество должно быть им бесконечно благодарно».
Но не следует забывать и о том, что психопат, руководивший советским государством, во многом приблизил эту войну и сделал ее более кровавой, добавляет обозреватель «ФТ». Справедливо и то, что вместо освобождения многим Красная Армия принесла порабощение на четыре с половиной десятилетия.
Как же следует Западу относиться к современной России?
С одной стороны это восхищение отвагой российского народа и благодарность за его вклад в западную культуру, отвечает на свой вопрос Мартин Вулф. С другой — удовлетворение в связи с коллапсом советского режима и надежда на то, что из его пепла возникнет новая, современная, процветающая и демократическая Россия.
«К сожалению, неукротимое желание играть роль великой мировой державы, имперские замашки в «ближнем зарубежье» и концентрация власти у себя дома — это громадные препятствия на пути к такому будущему», — констатирует автор статьи.
На Западе существует точка зрения, что Россия — это нормальная демократическая страна со средним уровнем дохода, и беспокоиться особо не о чем.
Действительно, за исключением Чечни, распад империи произошел на удивление мирно. Россия в основном признала потерю своего влияния в странах Балтии, в Грузии и на Украине. Владимир Путин — не демократ западного образца, но и не Сталин. В России еще нет западной рыночной экономики, но и динозавр плановой экономики уже почил в бозе.
Но вместе с тем, замечает Вулф, период значительного, хотя и ограниченного, роста в российской экономике сменился упадком. Согласно недавнему докладу Всемирного банка, уровень законности в стране едва заметно вырос по сравнению с 2000 годом, но по-прежнему сильно отстает от стран Центральной и Восточной Европы. Разгром ЮКОСа ставит под сомнение неприкосновенность частной собственности, а концентрация власти в Кремле не позволяет считать Россию полноценной демократией.
По общему уровню управления, по оценкам Всемирного банка, Россия находится между Венесуэлой и Египтом — гораздо ниже других стран со средним уровнем дохода, таких как Мексика или Бразилия, не говоря уже о европейских странах. «Россия — это не «нормальная» развивающаяся страна со средним доходом. Это огромная Венесуэла с ракетами», — делает вывод Мартин Вулф.
Хотя Россия и потеряла статус сверхдержавы, она по-прежнему может дестабилизировать обстановку не только в Европе, но, принимая во внимание ее ядерный арсенал, и во всем мире, считает автор.
Неспособность Кремля воспринять развал империи как благоприятный случай, а не бедствие, представляет угрозу и для нее самой, и для ее соседей. «Однако для россиян было бы гораздо лучше жить в процветающем, стабильном и свободном обществе, чем глодать кости былого величия,» — подытоживает обозреватель «ФТ», отмечая при этом, что, хотя выбор этот сделать могут только сами россияне, Запад не должен оставаться в стороне.
Москве надо дать понять, что свободной и демократической России будет открыт доступ на европейские и мировые рынки, пишет автор. Более того, в отношениях с Москвой Запад должен придерживаться единой политики. «Нет ничего более вредного, как и более постыдного, чем попытки некоторых европейских держав использовать все более деспотичную Россию в качестве союзника в борьбе с мощью Соединенных Штатов», — завершает Мартин Вулф.
Палата лордов — санаторий для неудачников?
Парламентские выборы в Великобритании состоялись уже почти неделю назад, но их итоги по-прежнему горячо обсуждаются в британской прессе.
«Индепендент», начавшая накануне кампанию по разоблачению несправедливости британской избирательной системы, на первой полосе публикует письма читателей. Общий их тон можно суммировать высказыванием одного из респондентов: «Существующая в нашей стране система — это эквивалент тирании, когда 36% ее населения решают, кто и как будет управлять остальными 64%. И после этого мы проповедуем демократию Ближнему Востоку?»
Газета цитирует крупных британских политиков, утверждающих, что британская пропорциональная избирательная система — пережиток прошлого, и она нуждается в немедленной реформе. Об этом, в частности, заявил лидер либеральных демократов Чарльз Кеннеди.
Что интересно, его поддержали и некоторые видные члены победившей Лейбористской партии. Например, бывший член кабинета Мо Моулэм заявила, что результаты выборов не отражают волю народа. А либерал-демократ лорд Оакшотт и вовсе называет выборы «позором для демократии».
Анализ результатов показал, что за либерал-демократов вместе с другими небольшими партиями проголосовала треть населения страны, однако в парламенте они представлены куда более скромно. 1,5 миллиона голосов было отдано за партии, вообще не получившие мест в парламенте. Еще один член либерально-демократической партии обвинил Тони Блэра в том, что тот управляет страной, не имея на то «демократического мандата».
«Индепендент» посвящает назревшей реформе избирательной системы и редакционную статью.
«Проблема в том, что в нашей политической системе член правительства должен одновременно быть и членом законодательного органа, тогда как в других странах парламентарии не имеют права занимать правительственные посты», — считает газета. Институт пэров, хотя и далекий от идеала, позволяет корректировать эту весьма негибкую систему.
«Тем не менее, палата лордов не должна превращаться в санаторий для приверженцев Тони Блэра, главная заслуга которых состоит в том, что они лишились министерских портфелей или провалились на выборах. Ее задача — осуществлять тщательный контроль над работой нижней палаты, стать местом более детального обсуждения проблем, на которые у парламентариев просто не хватает времени. И хотя бы часть членов палаты лордов должна избираться, а не назначаться», — убеждена «Индепендент».
Особое негодование у газеты вызывает решение Тони Блэра вернуть в правительство бывшего министра внутренних дел Дэвида Бланкетта. «Наша демократия предоставляет премьер-министрам широчайшие полномочия и полагается на то, что они распорядятся ими мудро. То, как ими распорядился Тони Блэр, показывает, что дополнительные проверки этой системе не помешали бы», — замечает «Индепендент» и поясняет: «Цель нашей кампании — добиться не только более справедливой избирательной системы, но и более открытой и проверяемой системы управления страной в целом».
Молодые британцы меньше курят и реже пьют
«Гардиан» публикует результаты продолжавшегося 10 лет исследования поведения и нравов британской молодежи и приходит к любопытному выводу: оказывается, современные молодые британцы во многом не только отличаются от своих сверстников образца 1995 года, но и часто не соответствуют сложившимся стереотипам.
Сегодня молодежь предпочитает не напиваться пивом «в дым» в пабах и не куролесить потом в центре города или в танцевальных клубах — на смену этим привычкам пришли винные карты в приличных ресторанах и походы по картинным галереям.
Число молодых британцев, убежденных, что жизнь должна быть одним нескончаемым праздником, сократилось с 88% в 1995 году до 74% сегодня. Почти половина считает курение «идиотской привычкой» (10 лет назад так думали только 30% опрошенных), почти треть получает образование в вузах, и лишь 68% молодых людей беспокоит перспектива задолжать по кредитной карточке (на 10% меньше, чем 10 лет назад).
Вообще отношение к финансам у современных британцев стало более раскованным, а отношение к другим социальным проблемам — наоборот более консервативным.
Большинство поддерживает более жесткое иммиграционное законодательство, обязательные удостоверения личности и даже восстановление смертной казни (43% респондентов высказались «за», и только 36% — «против»).
30% молодых людей признаются сегодня в том, что они частенько отправляются в пивные заведения с одной целью — напиться до бесчувствия; это на 9% меньше, чем 10 лет назад. В списке наиболее «крутых» брэндов, конечно, произошли существенные изменения, а вот в списке самых непопулярных, как и 10 лет назад, лидирует многострадальная сеть британских универмагов Marks & Spencer.
И еще один момент, для газетчиков неутешительный: число молодых британцев, регулярно читающих газеты, за прошедшее десятилетие сократилось на 20%. В общем-то, понятно почему: за те же 10 лет популярность интернета среди британской молодежи увеличилась в 11 раз. Если так пойдет и дальше, то эту рубрику на сайте bbcrussian.com лет через 5-10 придется закрыть…
Обзор подготовил Михаил Смотряев,
Би-би-си
11 мая 2005 г., 05:02 GMT 09:02 MCK
*