«Первой советской скоростной внеуличной системе общественного транспорта» — именно так на казенном языке называется московское метро — исполняется 70 лет. 15 мая 1935 года началось постоянное движение по одиннадцатикилометровой ветке — от Сокольников до Парка культуры с ответвлением до Смоленской площади. Сегодня в Московском метрополитене 170 станций, 275,6 км, 12 линий, правда, самая ошеломляющая цифра — это количество перевозимых пассажиров: больше 3 млрд в год.

Московское метро не самое протяженное, может быть, не самое удобное — станции построены на слишком большом расстоянии друг от друга, а чтобы добраться из одного района города в другой, не миновать перегруженных станций в центре. Но, как принято говорить, самое красивое. Можно еще сказать — самое разнообразное, это настоящий учебник архитектуры.

Станции первой линии были интернациональной версией ар-деко, потом на протяжении почти двадцати лет появлялись дворцы в стиле сталинского ампира. В пылу хрущевской борьбы с излишествами в архитектуре появилось несколько совершенно одинаковых минималистских «кафельных» станций. Брежневские станции были репликами классических. Стиль станций, построенных в последние годы, можно охарактеризовать как постсоветскую эклектику.

Свой 70-летний юбилей метрополитен справляет с размахом — две помпезные книги, выставка в Политехническом музее, почтовый блок из двух марок и — апофеоз торжеств — инсценировка отправления первого поезда, которая состоится 15 мая в Сокольниках. В этом театрализованном представлении примут участие самые настоящие сотрудники метро — работников станции и машинистов оденут в форму 1935 года, а сама станция будет декорирована почти так же, как 15 мая 1935 года — те же транспаранты, что висели в тот день, те же указатели, те же правила пользования метрополитеном.

Накануне 70-летия на схеме Московского метрополитена появилась и новая станция — «Партизанская». Правда, эта станция ненамного моложе метрополитена — ей 61 год, и новым можно считать только ее название. Случившееся впервые за последние 15 лет переименование станции московского метро вызвало нешуточные споры. Ну во-первых, переименование прошло действительно по-партизански — внезапно и кулуарно, никакого обсуждения не было. 6 мая из новостей москвичи узнали о том, что «в связи с многочисленными обращениями общественных и ветеранских организаций, а также в связи с 60-летием Победы» появилась станция «Партизанская». Тем временем в метро и вокруг уже происходил настоящий блицкриг — на трамвайных остановках уже висело «Метро «Партизанская», и на самой станции появились золоченые буквы с новым названием.

Призрак «Партизанской» давно бродил по Московскому метрополитену — «Партизанской» хотели назвать станцию на юге Москвы, ставшую в итоге «Улицей Академика Янгеля». Конечно, можно было пойти на радикальный проект — переименовать в «Партизанскую» станцию «Молодежная», около которой и находится Партизанская, а заодно и Молодогвардейская улицы. Да не просто переименовать, а объявить конкурс на художественное оформление этой типовой станции, кстати, открытой в год 20-летия Победы.

Но в итоге в «Партизанскую» переименовали «Измайловский парк». Не в последнюю очередь из-за адекватного теме оформления, а также потому, что в Измайловском парке на 9 Мая собираются ветераны — участники партизанского движения. «Измайловский парк» — одна из семи станций, построенных во время Великой Отечественной войны. Как и остальные военные станции, а также несколько послевоенных станций, она связана с темой войны и Победы. В оформлении этих станций принимали участие лучшие советские скульпторы и художники — Павел Корин, Вера Мухина, Матвей Манизер. Даже названия станций обрели другой смысл — «Курская», «Белорусская», «Киевская», «Смоленская» стали ассоциироваться не с названиями вокзалов или площадей, а с местами ожесточенных боев.

Несмотря на то что нынешняя «Партизанская» была построена в 1944 году, проект относится к довоенному времени. Гигантский масштаб подземного зала с тремя метропутями объяснялся тем, что рядом со станцией должен был вырасти главный стадион СССР (проектными названиями станции были «Стадион им. Сталина», «Стадион СССР», «Стадион народов»). Но началась война, стадион так и не был построен, однако проект архитектора Б.С. Виленского (при участии Л. Григорьева, Л.А. Шагуриной) был реализован почти без изменений. Изменилось лишь оформление станции — ее украсили тремя монументальными скульптурами партизан, выполненными Матвеем Манизером.

Александр ЗМЕУЛ

N°80

12 мая 2005 Время новостей

Время новостей

***