"Русские витязи" над Кремлем. Самолеты ВВС очистили столичное небо и прекрасно вписались в парадный строй
Утро 9 Мая в Москве выдалось хмурым и дождливым. Авиация к этому оказалась готова. В воздух поднялись 11 самолетов Военно-воздушных сил — это были Ан-12 и Ил-18, специально оборудованные для разгона облаков.
На удалении от 50 до 150 километров от столицы в хмурое небо было сброшено около 30 тонн сухого льда и слито 6 тысяч литров жидкого азота. Также велась стрельба специальными метеопатронами БВ-26, изготовленными на основе йодистого серебра. Работа принесла результат. Тучи над Москвой разошлись, выглянуло солнце.
И впервые за многие годы над Красной площадью в парадном строю пролетели боевые самолеты. Самый первый парадный пролет самолета-этажерки над Кремлем состоялся 1 мая 1918 года. Пилотировал летательный аппарат, скроенный из фанеры и парусины, бывший капитан царской армии Иван Виноградов. В последующем самолеты регулярно участвовали в воздушных парадах, в иные годы общая численность истребителей и бомбардировщиков, пролетавших над Красной площадью, исчислялась сотнями.
Нынешний пролет был скромнее, но его вполне можно считать точкой отсчета роста боевой мощи Военно-воздушных сил новой России. Пять истребителей Су-27 пилотажной группы «Русские витязи» и четыре истребителя МиГ-29 пилотажной группы «Стрижи» под управлением командиров групп гвардии полковников — Игоря Ткаченко и Николая Дятла прошли четким ромбом над Красной площадью. Затем небо над Москвой было расцвечено дымами цветов российского флага. Эту филигранную работу выполнила тройка Су-27 под командованием командира полка штурмовой авиации гвардии полковника Олега Маковецкого.
Руководил пролетом боевых самолетов над Красной площадью начальник Центра показа авиационной техники им. И.Н. Кожедуба, расположенного в подмосковной Кубинке, заслуженный летчик России гвардии полковник Анатолий Омельченко. Вскоре после завершения парада полковник Омельченко дал короткое интервью «Российской газете»:
— Я видел лица ветеранов, лица самых высоких гостей нашего праздника, наблюдал их реакцию и могу сказать, что все получилось так, как мы и задумывали, — сказал нам Анатолий Иванович. — И я понял — какое это счастье служить на Кубинке, командовать замечательным коллективом настоящих воздушных асов, пилотажное мастерство которых, уверен, является лучшим в мире. К сожалению, наши летчики не смогут сегодня отметить День Победы полноценным застольем, так как Центр показа авиатехники несет боевое дежурство.
Сергей Птичкин
Дата публикации 10 мая 2005 г.
***