Кинорежиссер Ридли Скотт был посвящен в рыцарское звание за достижения в области искусства. Герой его феноменального фильма «Гладиатор» Максимус был римским воином по профессии и рыцарем по натуре еще тогда, когда рыцарей не было. Было только делом времени, пока Ридли Скотт напрямую обратится к рыцарям. И это время пришло. >>>

Как сам Ридли Скотт преклонил колена пред английской королевой, опустившей меч на его плечо, главный герой новой картины Скотта «Царство небесное» (Kingdom of Heaven) французский кузнец-оружейник Балиан (Орландо Блум) преклоняет колена пред своим умирающим от ран отцом-рыцарем Годфри (Лиам Нисон).

Годфри – крестоносец, вернувшийся во Францию для вербовки новых рыцарей для службы на Святой Земле, в Иерусалиме, ныне находящемся под властью крестоносцев. Годфри заставляет Балиана, который находится в смятении души, потеряв любимую жену и убив священника, сорвавшего крест с тела жены-самоубийцы, произнести следующую клятву посвящаемого рыцаря: «Не страшись своих врагов. Говори правду всегда, даже если это приведет тебя к смерти. Защищай слабых, не верши дурных поступков. Вот твоя клятва».

Этот текст дает ключ ко всему фильму. Вдобавок к тому, что Балиана играет Орландо Блум, ставший популярным, исполняя роли романтических героев в картинах «Властелин колец» и «Пираты Карибского моря». В «Царство небесном» Блума не только сделали более серьезным за счет растительности на лице, но и возложили на него эмоциональную нагрузку картины. Именно через чувства его героя мы должны понять мысли авторов (сценарий писателя Уильяма Монахана) о героизме, стоицизме, столкновении религий и цивилизаций.

Конечно, легко догадаться, что, ставя сегодня эпический фильм об эпохе крестовых походов, не уйти от вопросов о конфликте христианства с исламом, о роли Иерусалима. В картине есть важная (если не ключевая) сцена, в которой после кровавого штурма Иерусалима, не принесшего победы ни одной стороне, Балиан, возглавивший оборону города, встречается для переговоров с султаном Саладином (Гасан Масуд). Балиан спрашивает Саладина: «Что вам Иерусалим?» Тот, почти небрежно, отвечает: «Ничего». И уходит.

И вдруг, внезапно повернувшись лицом к Балиану, лукаво произносит: «Все!»

Этот короткий обмен немедленно обращает нас к политической доминанте фильма. Больше всего авторы стараются соблюсти если не политическую корректность по отношению к арабскому миру, то некий эквилибриум, равновесие в подходе к обеим сторонам продолжающегося по сей день конфликта.

При том, что сцены сражений в фильме лишены всякой сентиментальности и абсолютно жестоки, как и требует историческая правда, Саладин, например, показан как благородный правитель и воин, готовый при соблюдении определенных условий принять сосуществование с пришельцами с Севера. Я бы даже сказал, что вина за нарушение зыбкого мира между христианским иерусалимским королевством и Саладином в фильме возлагается на главу ордена тамплиеров Ги де Люзиньяна (Мартин Чокаш).

Менее интересна в картине линия духовного возрождения и, образно говоря, обретения «царства небесного» главным героем Балианом.

Мне кажется, что, несмотря на то, что фильм скорее актерски ансамблевый, чем картина одного героя (как «Гладиатор»), Орландо Блуму не хватает того, что по-английски называется gravitas, что по-русски ближе всего означает персональную значительность – такую, как была у Рассела Кроу в «Гладиаторе». Это давало картине какой-то особый, что ли нерв, которого нет в «Царстве небесном».

Однако «Царство небесное» с лихвой компенсирует некоторую личностную недостаточность феноменальными сценами сражений. Сэр Ридли Скотт, можно сказать, идеальный балетмейстер современного военного фильма, этакий Морис Бежар от кино. Но батальные сцены, сохраняя реализм войны, ужасной во все времена, поднимаются до высокого антивоенного обобщения, которое, видно, и было одной из целей Ридли Скотта.

Режиссер по первой профессии – художник. И «Царство небесное», как смыслово не воспринимай это картину, является визуальным шедевром, где каждый кадр – картина.

Рыцарь Ридли Скотт продолжает свой «крестовый поход» в «царство небесное» высокого искусства.

Сергей Рахлин

Лос-Анджелес

06.05.2005

«Голоc Амepики» ▪ Russian

«Голоc Амepики» ▪ Russian

***