9 Мая ветераны — участники парада в честь 60-летия Победы проедут по Красной площади в грузовиках, стилизованных под знаменитую фронтовую машину ЗИС-5. Пока 140 грузовиков в ожидании своего звездного часа стоят на Ходынском поле, знатоки автостарины спорят, на что похож грузовик: на советский ЗИС-5 или на германский Vomag. Ветераны войны, правда, не сомневаются — на «ЗИСы».

Ремейки легендарных «ЗИСов», которые солдаты во время войны ласково называли «Захарами», выпустили на московском Заводе имени Лихачева. Основой для макетного образца послужил современный 6-тонный серийный грузовик ЗИЛ-432930. Двигателем выбрали минский дизель «Д 245.9», так как зиловский движок просто бы не поместился под капотом. Самый первый образец «Захара» XXI века» был показан комиссии правительства Москвы и Министерства обороны в феврале этого года. Комиссия отметила, что заводчанам удалось передать дух эпохи.

— Нам посоветовали внести ряд изменений, — рассказал «Известиям» главный конструктор АМО-ЗИЛ Евгений Рыбин. — В итоге грузовик стал не таким широким и квадратным. Пришлось отказаться от переднего бампера, установив вместо него два буксирных крюка. А для того, чтобы ветеранам было удобно сидеть во время парада, мы оборудовали каждый кузов 20 креслами от автобуса «Бычок».

Кабина современного ЗИСа-5 представляет собой сварной трубчатый каркас, обшитый фанерой. Крыша, крылья и капот — металлические. В кабине от современного «ЗИЛа» остались лишь пол, педали, щиток приборов и небогатая внутренняя отделка. Знаменитые эмблемы автозавода с аббревиатурой «ЗИС», красующиеся на капотах, выпилены из фанеры. По словам Евгения Рыбина, габариты стилизованного под ЗИС-5 грузовика выполнены в масштабе 1,3 к 1.

При ближайшем рассмотрении создается впечатление, что несколько угловатый и громоздкий «Захар»-2005 не столь элегантен, как его прототип. Передние колеса слишком сильно прижаты к кабине, а угловатый капот напоминает германский грузовик Vomag образца 1928 года.

— Да не похож он на «немца», — возмущается Евгений Рыбин. — Тогда многие машины так выглядели. Современные грузовики лет через сто нашим потомкам тоже покажутся на одно лицо.

— Наша машина, — считает ветеран войны Павел Борисов. — У немцев таких элегантных не было. А тупоносые то ли чешские, то ли французские грузовики, на которых немцы тоже ездили, нам сначала смешными казались.

— Сделанные в Москве 140 ЗИС-5- это аналоги тех машин, на которых мы выиграли войну, — несколькими днями раньше заявил Юрий Лужков. — После празднования Дня Победы они будут переоборудованы. На их шасси поставят новые зиловские кабины, прочую начинку, и машины пойдут в продажу. Мы экономим.

БОКС

ЗИС-5 выпускали до 1958 года

Серийное производство трехтонных грузовиков ЗИС-5 началось 1 октября 1933 года на московском Заводе имени Сталина. В 1934 году с поставки 100 грузовиков в Турцию началась история советского автомобильного экспорта. К началу Великой Отечественной войны в Рабоче-крестьянской Красной армии насчитывалось 104 тысячи «Захаров». С началом войны потребность в ЗИС-5 резко возросла — в первую очередь потому, что грузовик был отличным тягачом полковых и дивизионных пушек. В конце осени 1941 года, когда части вермахта подошли к Москве, Государственный комитет обороны принял решение об эвакуации автозавода в глубокий тыл. В 1942 году на оборудовании эвакуированных цехов ЗИСа было налажено производство грузовиков в Ульяновске и Миассе. В июне 1942 года упрощенный вариант «трехтонки» вновь начали выпускать в Москве под названием ЗИС-5 В («Военный»). Он стал значительно проще базовой модели. Деревянный каркас кабины вместо жести обшивался деревянными рейками, круглые крылья уступили место плоским, вместо двух фар осталась лишь левая, а механические тормоза теперь действовали только на задние колеса. Кузов стали делать лишь с одним (задним) откидным бортом. ЗИС-5 по праву считается долгожителем — Миасский автозавод выпускал его до 1958 года.

• Богдан СТЕПОВОЙ

13:41 06.05.05

Известия.Ru

*