В следующий раз, когда у вас случится на работе плохой день и вы почувствуете, то ваши нервы могут лопнуть от того, что происходит вокруг, не сдерживайте эмоций. Скажите все вслух. Исследование доказывает, что споры на рабочем месте и скандалы с коллегами на самом деле укрепляют командный дух.

Ученые из новозеландского Victoria University пришли к выводу, что скандалы и жалобы, определяемые как «продолжительное или многократное выражение недовольства, не обязательно ставящее своей целью исправление или изменение ситуации», могут не только принести эмоциональное облегчение, но и послужить для установления взаимопонимания с коллегами.

Заключение, к которому пришли исследователи, звучит следующим образом: «Людям, входящим в одну команду, необходимо время от времени «поплакаться» друг другу. Жалобы, обращенные к коллеге, вызывающему у вас симпатию, одновременно отражают и укрепляют командные взаимоотношения, скрепляя таким образом весь коллектив».

Более того, авторы исследования пришли к выводу, идущему вразрез со всеми принципами политкорректности. Они выяснили, что использование членами одной команды ненормативной лексики может принести немалую пользу.

В качестве материала были использованы диалоги работников одной из новозеландских компаний по производству мыла. Оказалось, что сотрудники этой компании не стесняют себя в выражениях. Самым часто употребительным ругательством было f — — -. Но, как обнаружили ученые, будучи употребленным в профессиональном контексте да еще и сотрудниками, работающими в тесном контакте, это слово совершенно теряло свою негативную окраску, — отмечается в отчете Victoria University.

В некоторых странах за языковой политикой следят очень строго. В Великобритании, например, слишком «свободная» речь может даже привести любителя острого слова на скамью подсудимых. Но в условиях, описанных в исследовании, даже грубые ругательства, обращенные к конкретному человеку, не воспринимались как обидные.

«Все формы слова f — — — появлялись в разнообразных контекстах и выполняли широкий спектр функций, включая стратегии проявления позитивного отношения и вежливости. Очень часто образованные от него непечатные слова служили для выражения солидарности, а также для дружеского обращения. С его помощью участники общения как бы говорили: «Ты мне нравишься, поэтому я могу позволить себе быть грубым».

По словам руководителя исследования профессора Джанет Холмс, в определенном контексте и при определенных условиях ругательства могут терять свои оскорбительные свойства. Это доказывает, что язык находится в постоянном развитии.

• Полина КАНЕВСКАЯ

06.05.2005

• Фин. Известия

***