По данным министерства управления финансами Самарской области, поступления «основных доходов» областного бюджета (налоговых и неналоговых доходов без учёта целевых бюджетных фондов) в 2003 году оказались выше запланированных на 1 620,3 млн. рублей, что составляет 12,3% от запланированных сумм.

Поступление дополнительных доходов в областной бюджет позволило сократить запланированный дефицит бюджета с 2,4 млрд. рублей (14,5% от доходов бюджета) до 1,2 млрд.рублей (6,7%), а, следовательно, и объём привлекаемых средств. В IV квартале 2003 года не был размещён 2-ой транш облигационного займа на сумму 1 185 млн. рублей, но был привлечён кредит Сбербанка РФ в сумме 750 млн. рублей.

Сокращение дефицита в основном связано с перевыполнением плановых показателей по таким доходным источникам, как налог на прибыль — на 13,9%, налог на доходы физических лиц – на 16,3%, налог на имущество организаций – на 20,8%, налог на добычу полезных ископаемых — на 38,4%.

В целом на тенденцию увеличения поступления налоговых платежей в областной бюджет повлияло усиление налогового администрирования, проводимого в рамках постановления губернатора Самарской области от 19.09.01 № 336 «О программе совместных действий администрации области, правоохранительных и контролирующих органов по ужесточению налоговой дисциплины, обеспечению поступления налоговых и других обязательных платежей в областной и местные бюджеты и развитию налоговой базы в Самарской области на 2001-2003 годы».

В положительном смысле повлияло также соглашение о взаимодействии, ежегодно подписываемое администрацией Самарской области и Министерством РФ по налогам и сборам. Так, взыскание доначисленных в результате контрольной работы налоговых органов платежей в областной бюджет за 11 месяцев 2003 года увеличилось более чем вдвое по сравнению с 2002 годом и достигло 293 млн. рублей. По мнению специалистов, правильным и обоснованным представляется произошедшее в 2002 году увеличение процента отчислений от взысканных в результате контрольной работы налоговых платежей с 15 до 25%. При этом непосредственно сумма взысканий не является самоцелью. Данная мера стимулирует налогоплательщиков к объективному отражению налоговой базы, что, в свою очередь, приводит к увеличению поступлений и росту уровня собираемости налогов.

Четыре налога, по которым имело место перевыполнение плана (налог на прибыль, налог на доходы с физических лиц, налог на имущество организаций, налог на добычу полезных ископаемых), составляют 90,2% «основных налоговых доходов бюджета», поэтому они перекрыли недовыполнение плана по другим налогам, в частности по акцизам.

Изменения федерального законодательства, повлекшее за собой перераспределение акцизов на ликеро-водочные изделия в пользу федерального бюджета, привело к недопоступлению 396,4 млн. рублей (исполнение — 61,7% от годового плана).

Отдельно необходимо остановиться на ситуации с поступлением акцизов на нефтепродукты, служащих источником доходов целевого бюджетного дорожного фонда. В связи с пробелами в законодательстве РФ и действиями вертикально интегрированных нефтяных холдингов поступление указанных акцизов сосредоточилось в ряде субъектов РФ (в частности, в Мордовии и Башкирии). Потери Самарской области по данному источнику доходов составили почти 400 млн.рублей. С 2004 года введён новый механизм распределения акцизов на нефтепродукты в зависимости от протяженности дорог и количества зарегистрированных автомобилей. Данный фактор должен положительно повлиять на поступления акцизов на нефтепродукты в бюджет Самарской области в 2004 году (запланировано 382 млн.рублей, возможно увеличение поступлений до 1 100 млн.рублей).

Ещё одним негативным фактором, повлиявшим на невыполнение контрольных назначений доходной части целевого бюджетного дорожного фонда, явилось недопоступление земельного налога на сумму около 400 млн.рублей. Это связано с рядом судебных споров налогоплательщиков по вопросам применения законодательства по налогообложению земли, а также возможным ускорением оформления прав на землю в связи с планировавшимся введением норм Земельного кодекса РФ, исключавшими такой вид пользования, как бессрочное пользование (в настоящее время введение данных норм отсрочено до 01.01.2006). В то же время данный фактор послужил причиной увеличения поступлений неналоговых платежей в части арендной платы за землю.

Расходная часть областного бюджета (без учёта целевых бюджетных фондов) профинансирована в размере 16 107 млн. рублей, или на 103,1% к годовому плану. По сравнению с прошлым годом расходы возросли на 9%, что стало возможным благодаря привлечению облигационного займа Самарской области.

С 1 октября 2003 года заработная плата работникам бюджетной сферы была повышена в среднем на 33% и выплачена в полном объёме.

Один из разделов бюджета — «Финансовая помощь бюджетам других уровней» — был перевыполнен на 21,3% (284 млн.рублей) в связи с налоговым исполнением трансферта. Такой результат достигнут благодаря усилению работы органов местного самоуправления по налоговому администрированию и увеличению налоговой базы, что также позволило обеспечить дополнительное поступление налогов в областной бюджет.

Целевые бюджетные фонды профинансированы в пределах расходов, установленных законом об областном бюджете и поступивших средств по целевым источникам. При этом остаток средств целевого бюджетного дорожного фонда за год снизился на 172 млн.рублей.

В связи со складывающимися условиями по изменению налогового законодательства не в пользу регионов, а также учитывая практику прошлых лет, по основной части бюджета был сформирован остаток средств на конец 2003 года в размере 910,2 млн.рублей.

В связи с ужесточением критериев по выдаче бюджетных ссуд из федерального бюджета Самарская область не может рассчитывать на получение ссуды в 2004 году, как это было в 2003 году. Остаток позволит частично покрыть временный кассовый разрыв, традиционно появляющийся в I квартале очередного финансового года в областном бюджете в связи с низким поступлением доходов и необходимостью равномерной выплаты заработной платы, платежей за неработающее население в ТФМОС и других социальных расходов.

По бюджетной росписи I квартала разрыв между доходами и расходами составляет 910 млн.рублей. Возможность использования остатка в полном объёме на покрытие кассового разрыва позволит избежать привлечения заёмных средств при исполнении областного бюджета в I квартале 2004 года.

Аналогичная ситуация наблюдается и в бюджетах муниципальных образований, поэтому эти средства позволяют поддержать муниципалитеты в начале 2004 года. В частности, городу Самаре уже выделена бюджетная ссуда в размере 123,7 млн. рублей, сообщает Управление информационной политики Самарской области.

*