В фантастических фильмах и мультиках «про будущее» людей нередко транспортируют по трубам, как пневмопочту. Между тем, это будущее наступило: лифт, работающий на сходном принципе, уже несколько лет производится серийно. Американские инженеры предлагают всем желающим опробовать прозрачный «пузырь», который может поднимать и опускать пассажиров без каких-либо тросов, шкивов или гидравлических цилиндров.

Вакуумный лифт хорошо вписывается в самые различные интерьеры (фото с сайта daytonaelevator.com).

Компания Daytona Elevator из Флориды специализируется на небольших лифтах для коттеджей, а также – на системах подъёма инвалидных кресел. Вакуумный лифт (Vacuum Elevator) – самый любопытный её продукт.

Система эта предназначена для монтажа в небольших домах и может иметь разную длину, а также либо два пункта остановки (верхний и нижний этажи), либо три – с выходом на «промежуточной станции».

Основа системы – круглая прозрачная шахта из поликарбоната с внешним диаметром 94 сантиметра. В ней ходит кабина-поршень.

Точнее, поршень, плотно прилегающий к стеклу шахты – это потолок кабины, изготовленной, в основном, из алюминиевого сплава.

Двери в шахте закрываются герметично, а сама кабина вентилируется снизу.

Шахта лифта может быть прозрачной… (фото с сайта daytonaelevator.com).

Принцип работы предельно прост. Насос, установленный наверху шахты (он, кстати, занимает очень мало места), откачивает воздух из зоны над кабиной – она едет вверх, поскольку в самой кабине, как и в шахте под ней – нормальное атмосферное давление (в самом низу шахты, у пола, есть окна для прохода воздуха).

Если нужно ехать вниз, клапан наверху шахты понемногу впускает воздух в зону разрежения, плавно регулируя скорость спуска. Как видим, спуск вообще не требует энергии.

Скорость движения составляет 9,14 метра в минуту, а грузоподъёмность – 204 килограмма (в кабине могут потесниться двое).

…Или затемнённой (фото с сайта daytonaelevator.com).

Двери на разных этажах могут открываться как в одну сторону, так и в противоположную. Например, на первом этаже – на юг, а на втором – на север.

Во время входа и выхода кабину фиксируют дополнительные механические стопоры.

Главное преимущество такого лифта – минимальная переделка дома, где его хотят установить.

Не нужно ни рыть яму под шахтой, ни устраивать специального двигательного отделения на чердаке. Необходимо лишь проделать круглое отверстие в полу. А в иных случаях размещения (как на этих снимках) – не требуется и этого.

Схема вакуумного лифта: 1 – зона атмосферного давления, 2 – поршень на вершине кабины, 3 – зона разрежения, 4 – насос (иллюстрация с сайта daytonaelevator.com).

Наряду с простотой самой конструкции минимальное вмешательство в дом обеспечивает низкую стоимость лифта. Как пишут его создатели — «небольшую долю от стоимости лифта традиционной схемы».

А ещё – установка вакуумного лифта занимает считанные часы.

Надёжность лифта также – на высоте. В нём невозможно застрять между этажами или упасть вниз.

Дело в том, что простой датчик обнаруживает разгерметизацию верхней части шахты (если такое маловероятное событие случится, так как электромагнитные замки следят за запиранием дверей) и задействует тормоз, смонтированный на крыше кабины.

А если просто кончится электричество, клапан наверху автоматически закроется и кабина медленно-медленно сползёт вниз, по мере того, как воздух будет просачиваться в верхнюю зону.

Таким образом этот лифт находится на «бюджетном» конце мировой линейки лифтов и, в некотором роде, является полной противоположностью современным высокоскоростным лифтам, которые контролируют давление в кабине и даже обладают встроенным блоком интуиции, предугадывающим вызовы на этажах.

Вероятно, единственным заметным недостатком этой конструкции можно назвать довольно приличный звук — 87 децибел, что сравнимо с весьма шумным пылесосом.

Но, видимо, это не главное, так как около 300 таких лифтов катают сейчас своих владельцев в разных странах мира.

6 мая 2005

membrana

MEMBRANA

***