Американские инженеры продолжают прорабатывать концепции главного будущего космического корабля США — преемника шаттла. Представленный на днях новый проект соединяет в себе удачные черты всех ныне известных пилотируемых комплексов. >>>

Новый исследовательский корабль от фирмы Lockheed Martin в модификации для полёта к Луне (иллюстрация с сайта popularmechanics.com).

Американские инженеры продолжают прорабатывать концепции главного будущего космического корабля США — преемника шаттла. Представленный на днях новый проект соединяет в себе удачные черты всех ныне известных пилотируемых комплексов.

Корпорация Lockheed Martin обнародовала новую версию своего шаттла будущего – корабля CEV, проект которого выставлен на конкурс NASA.

В соревновании также принимает участие «кооператив» компаний Northrop Grumman и Boeing.

Они, как и предполагалось, объединили свои усилия в этой гонке, хотя ещё в начале 2004 года числились в противоборствующих (в данном конкурсе) командах.

Как мы ранее рассказывали, аббревиатура CEV, то есть «Пилотируемый исследовательский корабль» — Crew Exploration Vehicle, принята в качестве общего названия американского космического корабля будущего, вне зависимости от того, какая компания победит на конкурсе и будет строить эти машины.

Возможно, проекты соперников обретут и имена собственные, но пока это всё CEV.

Вертикальный старт на вершине ракеты, спуск на крыльях вначале и на парашюте вблизи земли – такова концепция CEV Lockheed Martin (иллюстрация с сайта lockheedmartin.com).

Ещё недавно казалось, что основные концепции такого корабля, предложенные ведущими аэрокосмическими компаниями, уже хорошо известны, и сюрпризов тут больше не будет. Ан нет. Lockheed Martin снова удивила всех.

Новый вариант наследника шаттлов получился очень занимательным.

Вспомните, российская «рабочая лошадка» – корабль «Союз» состоит из трёх основных частей.

Это спускаемый аппарат и соединённые с ним приборно-агрегатный отсек (там, где стоит ракетный двигатель, необходимый для коррекции орбиты и торможения перед спуском), а также – бытовой отсек, который может использоваться для самых различных целей как при автономном полёте корабля, так и при транспортных рейсах на Международную Космическую Станцию.

Запускается корабль как единое целое, а вот перед спуском в атмосферу, когда уже проведено торможение, бытовой и агрегатный отсеки отделяются от спускаемого аппарата и сгорают в атмосфере, а капсула приземляется на парашюте.

К чему мы это? Американские инженеры решили пойти по тому же пути. CEV от Lockheed Martin состоит из трёх элементов: «Модуль экипажа» (собственно, возвращаемый корабль); «Модуль миссии» (где можно разместить самое разнообразное оборудование, в зависимости от цели полёта или – просто груз для орбитальной станции) и «Двигательная ступень» (в некотором роде аналог нашего приборно-агрегатного отсека).

Три части CEV — это уже маленькая «кратковременная» орбитальная станция (иллюстрация с сайта popularmechanics.com).

Правда, порядок расположения модулей иной, чем у «Союза», но есть отличия и куда более серьёзные.

Прежде всего — «Модуль экипажа» будет запускаться на околоземную орбиту отдельно от двух других частей. Он снабжён, кстати, своими двигателями для маневрирования.

Это позволит «получить» уже в космосе более тяжёлый пилотируемый корабль при использовании меньших ракет-носителей, а также повысит безопасность.

Только после стыковки эти три части и образуют CEV, общей массой, заметим, около 40 тонн, что в несколько раз больше массы «Союза», но заметно меньше массы нынешних шаттлов. Общая длина связки – 21,34 метра.

Слетав на станцию или выполнив ещё какую-нибудь задачу, корабль разделится, и «Модуль экипажа» вернётся на Землю.

Тут мы видим ещё одно отличие — Lockheed Martin так и не отказалась от идеи крылатой возвращаемой ступени, в то время как тандем из Northrop Grumman и Boeing, похоже, окончательно похоронил крылатую систему спуска и рассматривает теперь полностью парашютный вариант.

Компания Lockheed Martin предпочла гибридную схему. Крылья у спускаемой капсулы есть, но небольшие. Они нужны на начальном этапе спуска, для торможения, а также для маневрирования в атмосфере.

Ниже будет выпущен маленький тормозной парашют, а на заключительных километрах полёта – большой основной.

На этом разрезе хорошо видно жилое пространство нового корабля. Сверху «Модуля миссии» виден стыковочный узел для соединения с орбитальной станцией (иллюстрация с сайта popularmechanics.com).

«Модуль экипажа» американцы решили сделать из титана, а его теплозащита будет основана на композите типа углерод-углерод.

Внутри «Модуля экипажа» авторы проекта предусмотрели две обитаемые части – собственно, кабина, где четверо (или шестеро) астронавтов будут находиться при старте и спуске, а также – некая «полезная жилплощадь» универсального назначения, которая может нести груз или экспериментальное оборудование, она заканчивается стыковочным отсеком для соединения с «Модулем миссии».

Отметим — немалый объём возвращаемой «птички» добавляется к тому пространству, которое имеется в этом самом соседнем модуле.

Можно сказать, что у Lockheed Martin корабль CEV получился как небольшая космическая станция.

Тут нужно упомянуть высокую автономность этой машины, способной, по замыслу инженеров, выполнять самостоятельный полёт намного дольше, чем нынешний шаттл.

Так, заменив средний «Модуль миссии» на лунный (по сути, он – точно такой же модуль, но с несколько иным набором оборудования), CEV можно будет отправить на облёт Луны, причём около Селены корабль сможет находиться до 19 дней – этого позволит достичь запас автономности энергосистемы и системы жизнеобеспечения.

Основные узлы «Модуля экипажа» (иллюстрация с сайта popularmechanics.com).

Интересно также и то, что кабина – сама является встроенной капсулой, способной отделяться от всего крылатого «Модуля экипажа» в аварийной ситуации.

Безопасности авторы проекта уделяли особое внимание. Заявлена даже некая новая электронная диагностическая система.

Победитель конкурса будет выбран в 2008 году, а реальный CEV с экипажем на борту должен взлететь в 2014-м.

И вполне вероятно, что построен он будет по тем же основным принципам, что и старожил «Союз», и новичок – китайский «Шэньчжоу» — то есть — три основных разделяемых отсека.

Однако машина Lockheed Martin, если победит на конкурсе, станет самым крупным кораблём такого рода. И, вероятно, единственным – с крыльями. Ведь шаттлы в то время уже уйдут на покой.

5 мая 2005

membrana

Источник: MEMBRANA

MEMBRANA

***