Визитной карточкой Самары стал памятник самолету Ил-2, установленный на Московском шоссе — главной улице города. 36 163 таких «летающих танков» выпустил за годы войны Куйбышевский авиационный завод номер 18. Штурмовики Ил-2 были грозным оружием борьбы с хорошо вооруженным врагом. Не случайно в своей телеграмме директору авиазавода Шенкману в декабре 1941 года Сталин писал: «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии как воздух, как хлеб. Требую, чтобы выпускали побольше Ил-ов».
Ил-2 был не только грозен, но и красив
Массовый выпуск самолетов-штурмовиков начался в январе 1942 года. В их производство вкладывались огромные средства, но денег все равно не хватало. В стране начался сбор средств на строительство боевых машин. Жители Большеглушицкого района первыми собрали 138 тысяч рублей в фонд авиаэскадрильи «Валериан Куйбышев». Их поддержали многие предприятия, учреждения, колхозы области. К 10 февраля 1942 года в Фонд обороны от трудящихся поступило более 24 миллионов рублей личных средств.
Всем хотелось дать Красной Армии свой собственный самолет. Молодые рабочие карбюраторного завода строили эскадрилью «Куйбышевский комсомол». Коллектив Большого театра и куйбышевские мастера сцены создавали авиаэскадрилью «Советский артист». Даже дети области внесли 206 437 рублей на строительство штурмовика «Юный пионер». 11 января 1943 года в присутствии многочисленных делегаций трудящихся городов области состоялась торжественная передача эскадрильи «Валериан Куйбышев» военным летчикам.
Не хотели отставать от всех и сами самолетостроители. На общезаводском комсомольском собрании молодежь авиазавода призвала рабочих предприятия построить во внеурочное время три самолета Ил-2. Об этом почине написали тогда газеты «Комсомольская правда» и «Правда». Многие молодежные бригады работали в три смены, по несколько дней не уходили домой. Вместо трех они построили шесть самолетов Ил-2 и передали их авиационному полку, которым командовал Герой Советского Союза Губрий.
В начале марта 1943 года партия куйбышевских Ил-ов была направлена в Заполярье. Одну из машин получил молодой лейтенант Константин Котляревский. Обкатывать самолет долго не пришлось, уже 8 марта группе штурмовиков дали задание уничтожить вражеский аэродром в районе озера Ориярви. Эскадрилья вышла точно на цель, но аэродром так плотно защищала немецкая зенитная артиллерия, что штурмовикам не удалось выполнить задание. На другой день было решено бомбить аэродром с бреющего полета, ниже заградительного зенитного огня.
Атака удалась, аэродром был полностью уничтожен. Котляревский и его стрелок-радист Евгений Смородин должны были для отчета сфотографировать результаты удара. Эту работу они выполнили, но отстали от своей эскадрильи и на обратном пути были атакованы немецкими истребителями. Как назло у стрелка отказал пулемет. Немцы это поняли и почти в упор стали расстреливать беззащитный Ил-2, повредив маслопровод двигателя. Мотор заклинило, самолет стал терять высоту. Экипажу пришлось идти на вынужденную посадку. Заметив небольшую безлесную поляну, Котляревский, не выпуская шасси попытался спланировать на нее. Но поляна оказалась заснеженным кочковатым болотом. Самолет дважды перевернулся и рассыпался. Но Константин каким-то чудом остался жив. Придя в себя, весь залитый кровью, он вылез из-под обломков и стал искать напарника. Но Смородин был мертв. И тогда, по грудь проваливаясь в рыхлом снегу, Константин пошел к своим. Он добирался три дня, ночевал на морозе в лесу, в клочья изорвал свой комбинензон, но все-таки дошел. Узнал, что его самолет летчики полка долго искали, но так и не нашли. А потом был госпиталь, новый Ил-2, новые бои. День Победы Константин Михайлович встретил под Берлином.
Лишь спустя почти 30 лет местный охотник Виктор Киршин случайно наткнулся на обломки самолета Ил-2, обнаружил останки стрелка-радиста. Его похоронили в поселке Зареченске как неизвестного героя. Но по заводским номерам местные красные следопыты проследили судьбу самолета, нашли Котляревского, узнали имя радиста.
Таким нашли наш Ил-2 в болотах Карелии
Авиастроители решили восстановить штурмовик. В Карелию из Куйбышева была отправлена экспедиция, которая организовала подъем и доставку на завод разрушенного Ил-2. Его восстанавливали по памяти, так как чертежи на эту машину не сохранились. Но ветераны хорошо помнили конструкцию штурмовика и воссоздали его в точном соответствии с серийными образцами.
Легендарный самолет сначала хотели установить на заводе. Но городские власти убедили авиастроителей, что это достойный памятник всем труженикам тыла. И штурмовик был установлен на Московском шоссе у въезда в город.
С тех пор здесь традиционно проходят торжества в честь Дня Победы. Сюда приходят ветераны оборонных предприятий, чтобы почтить память своих товарищей. А молодожены Самары приносят к памятнику свои первые свадебные цветы. Ил-2 – один из лучших боевых самолетов Второй мировой войны. Мы вправе гордиться тем, что наш город дал стране мощное оружие, которое помогло приблизить Победу.
Легендарный Ил-2
____________________________________________________
*