Раз в год в американских компаниях проходит акция “Приведите ваших сыновей и дочерей на один день в офис”. В этот день детям предоставляется возможность познакомиться ближе с работой родителей и задуматься о будущей профессии. Когда-то похожие мероприятия проводились и в нашей стране, но теперь от них отказались. И, как выясняется, напрасно.

Тони Ломбарди долгое время работал в одной американской трейдинговой компании, где существовала традиция приводить на работу детей. Но их баловство выводило из себя даже самых терпеливых сотрудников. “Если вы не умели ругаться, когда входили в офис в восемь утра, то к 8.15 вы становились асом этого дела”, — вспоминает трейдер.

Между тем дети и в самом деле вели себя в офисе не лучшим образом. Они бегали, кричали и мешали работать. А однажды убили в компьютере специальную программу, которая должна была напоминать трейдеру о состоянии его заказов. Вспоминая этот и многие другие случаи, Ломбарди говорит, что офисы не предназначены для детей. “Все заканчивается тем, что вы сжав зубы терпите присутствие чужих отпрысков”, — сетует он.

К сожалению, лишь у некоторых взрослых терпения хватает надолго. Большинство же дядь и теть злятся и ругаются. Естественно, дети в ответ начинают хулиганить еще больше. И многие родители начинают опасаться: вдруг чадо посмотрит на то, что творится в офисе и задастся вопросом: зачем хорошо учиться в школе, если в будущем меня ждет такая жизнь?

Истина из уст младенца

Почему же мы так упорно пытаемся доказать детям, что занимаемся на работе интересными делами? Ответ прост: мы боимся, что наши отпрыски не поймут, зачем мы столько времени проводим на работе. Так, Дэн Хупер, директор по маркетингу и продажам одной американской компании, однажды организовал для класса своей 14-летней дочери презентацию по маркетингу. “Мне казалось, что все прошло хорошо”, — рассказывает он. Один мальчик даже сказал, что маркетинг ему понравился. Проблема состояла в том, что этот же подросток потом спросил Хупера: “А вам самому маркетинг нравится?” “Может, было что-то не так в моей манере повествования, — расстраивается Хупер. — А ведь устами младенца глаголет истина. Та истина, которую мы часто не хотим слышать”.

Тем не менее многие американцы уверены, что детям все же стоит иногда бывать на работе у взрослых. Поэтому в США придумали специальный день, когда взрослые могут привести свое чадо на работу. Кроме того, на многих американских предприятиях организуют тематические экскурсии для детей. Первые программы по проведению подобных мероприятий появились в США более 10 лет назад. Сначала в офисы приводили только дочерей, потому что они более примерно себя вели. Но потом программу распространили и на сыновей.

Как известно, дети довольно быстро устают от однообразной информации, поэтому компании вынуждены разрабатывать для них специальные программы посещения. К примеру, юридическая фирма Pepper Hamilton в Филадельфии раз в год приглашает детей своих сотрудников и предлагает вниманию ребятишек инсценировку судебного процесса, экскурсию по офису, посещение офисного фитнес-центра и офисную версию игры “Кто хочет стать миллионером?”, где в качестве призов раздают конфеты. В этом году в инсценировке суда будут участвовать адвокаты компании. Предстоящий суд носит условное название “Три поросенка и волк: поучительная история”. Дети, которые выступят в качестве присяжных, вынесут вердикт о выплате убытков.

Одним родителям нравится, что дети приходят к ним на работу, другим — нет. У обеих сторон есть свои противники и защитники. Однако в пользу присутствия детей на работе можно привести следующий довод: если подросток уже решил, чем он хочет заниматься в будущем, то ему лучше посмотреть, как его работа будет выглядеть на самом деле. К примеру, недавно мать-одиночка Бренда Осборн разместила в Интернете объявление о том, что ее 14-летняя дочь Санни мечтает стать юристом. Женщина обратилась с просьбой к юридическим компаниям позволить ее дочери провести целый рабочий день в одном из их офисов. На ее просьбу тут же откликнулся местный юридический центр по защите прав детей. Теперь Санни целый день будет наблюдать за работой одного из адвокатов этого центра. “Как знать, может быть, этот день навсегда останется в ее памяти и заставит принять верное решение при выборе профессии”, — говорит мать девочки.

Традиции умерли. Да здравствуют традиции!

В России практика организации детских экскурсий на предприятия существовала многие десятилетия. Ребятишки получали возможность своими глазами увидеть, как работают заводы разных отраслей, что облегчало им выбор будущей профессии. “Посещение предприятий очень полезно для детей. Это познавательно и заставляет их задуматься о том, что они хотят делать, когда вырастут”, — говорит психолог, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии Ольга Чернышева. По ее словам, любая организация, настроенная на преемственность поколений и думающая о своем развитии, должна заниматься профориентацией молодого поколения.

Тем не менее в постсоветские времена традиция приводить детей на производство и в офисы умерла. “По роду своей работы я общаюсь с разными компаниями. И, насколько мне известно, нигде подобное не практикуется”, — говорит Ольга Авраменко, супервайзер группы рекрутеров рекрутинговой компании Manpower.

Опрос, проведенный “Ведомостями”, дал аналогичный результат. Большинство компаний заявили, что не приветствуют появление детей в офисе. И лишь отдельные крупные промышленные компании заявили, что думают воскресить существовавшие в советские времена традиции, потому что заботятся о будущем своих предприятий и думают о профессиональной ориентации детей своих сотрудников. “Мы обсуждали возможность организации детских экскурсий на наши предприятия, — рассказывает Денис Крянин, директор по работе с персоналом бизнес-направления «Переработка и торговля» нефтяной компании ТНК-ВР. — Но мне кажется, что не стоит приглашать ребятишек в рабочее время. Лучше организовать для них специальный праздник и ознакомительный тур по предприятию в выходные дни”. Крянин полагает, что без специально организованной программы ребятишки могут заскучать. “Наша продукция и производственный процесс могут заинтересовать детей, только если мы сможем рассказать об этом в доступной ребенку форме”.

С этим мнением соглашаются работники многих российских офисов. Они говорят, что ребенка может заинтересовать работа родителя, если он понимает, что происходит в офисе. “Моя мама — учительница. В детстве я бывала у нее на работе в школе. Но я совершенно не вникала в особенности маминой работы. Я просто видела, что мама ведет себя по-другому, чем дома”, — рассказывает, например, Елена Петрушина, PR-менеджер компании “Экспедиция-профи”, входящей в группу “Руян”. Елена утверждает, что никогда бы не взяла собственного ребенка на работу — по ее словам, эти понятия суть несовместимые. “Впрочем, я бы брала детей в компании, где производят игрушки или шоколад. Им бы там понравилось. К тому же на них можно тестировать продукцию”, — шутит она.

Психологи соглашаются с тем, что ребенка надо суметь заинтересовать происходящим в офисе, чтобы он хорошо себя вел. “Организуйте для детей специальную программу, устройте на предприятии день открытых дверей. Пусть ваш ребенок почувствует себя героем дня и задумается о выборе будущей профессии”, — советует Ольга Чернышева. Она считает, что детей можно и нужно приводить на работу, потому что это способствует развитию ребенка, сплачивает коллектив и улучшает настроение сотрудников. А чтобы ребенок не капризничал, ему надо заранее объяснить, как вести себя в офисе. (Использованы материалы WSJ.)

Мария Подцероб

Для Ведомостей

06.05.2005, №81 (1363)

Ведомости

*