«РГ» публикует постановление правительства, которое утвердило единую для всей страны форму заявления о переустройстве и перепланировке жилья. Теперь владелец квартиры должен заполнить обязательный перечень документов и получить разрешение на ее перестройку в 45-дневный срок. Гражданам же, в свое время самовольно переделавшим квартиру, придется объясняться в суде.

Итак, заявление на перепланировку или переустройство жилья должно подаваться только по форме, установленной правительством России. Такая норма установлена статьей 26 Жилищного кодекса, который введен в действие с 1 марта этого года. Именно потому публикуемое постановление стало одним из документов, без которого Жилищный кодекс не мог бы заработать в полной мере. Отныне все граждане, которые еще только собираются заняться «перекройкой» своего жилья, получают прозрачные и исчерпывающие правила игры.

С появлением этого документа уходит в прошлое неразбериха, с которой владельцы квартир столкнулись в последние два месяца. Еще недавно министр регионального развития Владимир Яковлев приводил данные о том, что во многих регионах власти требуют огромное число документов при перепланировке жилья, а местные органы власти установили 5-месячный срок от подачи заявления до разрешения. Услуги же посреднических фирм, к примеру, в Москве, обходятся в среднем в 30 тысяч рублей. Кстати, статья 29 Жилищного кодекса запрещает самовольную перепланировку, а если она все же состоялась, то власти вправе потребовать «привести жилье в прежнее состояние в разумные сроки».

Теперь местным властям по всей России отведен 45-дневный срок на рассмотрение всех поданных документов. А после принятия решения муниципалитет обязан в течение трех дней выдать документ, который станет основанием для перепланировки или переустройства. Его единая форма также утверждена постановлением правительства. Он устанавливает сроки начала и завершения ремонтно-строительных работ и даже время суток и дни недели, в которые они проводятся.

Кроме того, четко очерчен перечень документов, обязательных для представления в органы власти. В их числе — план перепланировки или переустройства, технический паспорт на квартиру, подтверждение согласия членов семьи. А если дом является памятником культуры, то нужно получить «добро» от местного управления по охране памятников архитектуры, истории и культуры.

После завершения перепланировки или переустройства акт приемочной комиссии направляется в муниципалитет, давший санкцию на такие действия. Сведения о «новом облике» жилого помещения затем фиксируются в местных органах по учету объектов недвижимости.

Однако эксперты обращают внимание на то, что документ не делает различий в двух различных видах переделки жилья. Переустройство, например, связано с переносом инженерных и иных коммуникаций или установкой новых, перепланировка же меняет конфигурацию внутри жилого помещения. К тому же перепланировка может быть масштабной, затрагивающей несущие конструкции, а может быть и, так сказать, косметической. Но постановление устанавливает единые требования к инициаторам таких работ. Витавшая в последнее время идея о введении упрощенного порядка для незначительных перепланировок, как видим, поддержки у власти не нашла. Бюрократический пресс по-прежнему един для всех.

Есть у этой темы и еще более интригующая сторона. Ни для кого не секрет, что тысячи и тысячи владельцев новых квартир уже переделали их по собственному вкусу, но так и не зарегистрировали перепланировку. Теперь после вступления в действие Жилищного кодекса им надо пройти буквально «по лезвию бритвы», чтобы суметь легализовать плоды своей самодеятельности. А это придется сделать, если они захотят продать или подарить свою квартиру. Или если местные власти вознамерятся навести порядок. В этом случае, как уже говорилось, они вправе потребовать привести жилище в прежнее состояние. Проигнорирует жилец такой вердикт — придется объясняться в суде.

А дальше — развилка двух дорог. Если суд сочтет, что прошедшая де-факто перепланировка не затрагивает интересов других граждан, то он может признать ее законной. Вот это-то и есть тот самый, единственный шанс, который дает нарушителю закона статья 29 пункт 4 Жилищного кодекса. В противном случае «самовольщику» не позавидуешь. С нанимателем квартиры договор социального найма может быть расторгнут, а обязанность «восстановления статус-кво» ляжет на организацию, которой принадлежит жилое помещение. И наконец, когда иск в суде проиграет собственник квартиры и откажется своими силами вернуть все в прежнее состояние, квартира может быть выставлена на торги. Деньги за нее вернутся владельцу, но не все: судебные приставы вычтут необходимую сумму на устранение последствий перепланировки.

Игорь Велетминский

Дата публикации 6 мая 2005 г.

«Российская газета»

***