Трагическое лицо войны. «Великая Отечественная Война: междисциплинарный ракурс». Круглый стол самарских преподавателей
21 апреля на кафедре «Философии и истории науки» Самарской государственной академии путей сообщения состоялся «круглый стол» «Великая Отечественная Война: междисциплинарный ракурс». Предлагаем вашему вниманию материалы «круглого стола».
Н.И. Грибанов, д.ф.и., профессор, зав. кафедрой:
— 60 лет назад наш народ ценой колоссальных усилий и жертв завоевал возможность дальнейшего самобытного развития. Народ становится народом и сохраняет себя только в контексте определенной культуры, осознавая свои исторические корни. В последнее время много говорят о национальной идее. Политики, ученые, публицисты пытаются сформулировать её. Но нужно ли стучаться в открытую дверь? Национальная идея — наша культура, наша историческая память. Сегодня состоится разговор о философских, исторических, психологических и воспитательных аспектах этой актуальной темы.
Н.Ф. Свобода, к.ф.н., доцент:
— Значение целого ряда символов истории России остается смутным для современного человека. Он нередко даже не осознает, что это — символы. Об этом свидетельствует опрос студентов на примере Великой Отечественной войны. Связи между смыслом и знаком, идеей и формой или утрачены, или очень слабы. Восстановление их становится предпосылкой для адекватного восприятия культуры. Миф служит целям национальной, социальной и культурной идентичности. Мифомышление живет в историческом сознании, в чувстве сопричастности ушедшим поколениям.
Л.А. Тихонова, к.и.н., доцент:
— Нынешние молодые люди переживают своеобразную постинформационную травму и «укорочение» памяти. Парадоксально, но обилие информации сужает информированность. Происходит сворачивание культурологических глубин, у людей все меньше культурных ассоциаций. Сделать необходимые акценты, показать сложность, неоднозначность темы войны — вот задача преподавателей. За последние 10-15 лет изменились общие подходы, ходят в прошлое идеологические стереотипы, официальные мифы. Так, например, источниковая и исследовательская базы позволяют более адекватно раскрыть целый ряд проблем: СССР и предвоенный политический кризис, взаимоотношения с союзниками, роль Русской Православной Церкви в годы войны, «цена» победы. Содержание лекций и версии семинарских занятий по истории войны должны соответствовать теоретическому уровню современной исторической науки.
В.В. Минина, ст. преподаватель:
— Большой интерес в студенческой аудитории вызывает специальная тема «Роль железнодорожного транспорта в годы войны». Несколько студенческих докладов были представлены на юбилейную конференцию. В методическом кабинете кафедры собраны лучшие рефераты. Интересные работы получились у студентов Ульяновского представительства СамГАПС К. Волкова, Н.Кабановой, написанные на местном материале. Очень важно, что информацию можно извлечь не только из источников и научной литературы. К счастью, есть живые свидетели событий — наши ветераны. Перед студенческой аудиторией в эти предпраздничные дни выступили П.З. Грашен-ков, В.Н. Родионов, И.С. Дубаев. Воспитательный эффект таких встреч трудно переоценить.
Е.Ю. Аксёнова, к.и.н., доцент:
— Историческая память подпитывается и знанием многочисленных фактов, и «средовым» восприятием истории. Самара является уникальной исторической, культурной средой. Наш город занимает в военной истории особое место. Музейные экспозиции, памятники «второй столицы» являются прекрасной иллюстрацией к характеристике лучших черт нашего народа, наследниками которых должны стать нынешние студенты. Накануне праздника мы организовали экскурсии в бункер Сталина, где воспроизводится атмосфера военной эпохи.
Е.Н. Шматов, к.и.н., ст. преподаватель:
— Чувствовать свою сопричастность с судьбой народа невозможно без культурных ассоциаций. Современные студенты, к сожалению, имеют весьма смутные представления о культурной жизни военного времени. Когда заговорили пушки, музы не молчали. Тема патриотизма, жертвенности, веры в победу стала центральной. Произведения К. Симонова, А. Твардовского, музыка С. Прокофьева и Д. Шостаковича пронизаны высоким гуманизмом, являются символами той эпохи. Искусство напрямую обращено к эмоциям человека, поэтому мы можем и должны использовать его потенциал. У кафедры уже есть определенный опыт: организация посещений музыкального студенческого клуба «Олимп» в филармонии, демонстрация художественных фильмов о войне.
С.Н. Козлова, к.п.н., доцент:
— Тема личности на войне более освоена отечественной литературой и кинематографом. Практические психологи в военное время работали в госпиталях, занимались реабилитацией раненых. Один из психологических феноменов войны — сокращение количества психических и психогенных заболеваний. Что стимулировало психическую и физическую стойкость личности? Уверенность в победе, чувство общей судьбы позволяли выжить человеку в нечеловеческих условиях. Люди, пережившие войну, оценивают этот период жизни как наиболее значимый, поскольку каждый внес свой вклад в дело великой Победы. Вторая проблема -адаптация человека к мирной жизни. Есть такое понятие «люди, не вернувшиеся с войны», то есть те, кто и в мирной жизни живет прошлым. На фронт уходили в возрасте личностного и профессионального самоопределения. С войны возвращались взрослые люди, которые не имели ни профессии, ни дома, ни семьи. Они оказывались наедине с жизненными обстоятельствами. Отсутствие психологической и социальной службы, невнимание к фронтовикам породили множество психологических проблем. С аналогичной ситуацией наше общество столкнулось совсем недавно. Афганистан, Чечня покалечили воевавших там людей и физически, и психически. Параллели с Великой Отечественной Войной вполне уместны.
Н.И. Грибанов:
— Тема войны является актуальной не только в связи с предстоящим торжеством. Обсуждаемые аспекты найдут отражение в учебных курсах.
Подготовила Л. ТИХОНОВА, к.и.н., доцент
«Хроника», № 4 (73), май 2005 года
Ежемесячная газета
Самарской государственной академии путей сообщения
*