22 февраля 1915 года в помещении Самарского публичного музея открылась выставка картин самарских художников. На ней было представлено 112 произведений живописи и графики местных авторов. Выставка показала, как много в городе талантливых живописцев и как нужен Самаре собственный художественный музей.

Свою родословную Самарский художественный музей ведет с образования отдела изящных искусств и художеств при публичном музее, который был организован по проекту П.Алабина в конце 1886 года. Отдел изящных искусств в нем появился позже – в 1896 году. Начало его коллекции русского искусства положил владелец магазина художественных принадлежностей (был тогда в Самаре такой!), коллекционер К.Головкин. Сам неплохой художник-пейзажист, он убедил собратьев по искусству пожертвовать будущему музею свои картины, экспонировавшиеся на популярных в городе художественных выставках.

Самарская художественная коллекция и потом пополнялась за счет пожертвований. Так в ней появились картины М.Нестерова, К.Юона, В.Бакшеева, В.Бялыницкого-Бирули. Местный купец П.Шихобалов подарил около 40 произведений таких известнейших живописцев, как И.Репин, В.Суриков, В.Поленов, К.Коровин и других. После Октябрьской революции самарское собрание пополнили 35 картин авангардного искусства. Из расформированного в Москве музея живописной культуры в Самару привезли произведения П.Кончаловского, А.Лентулова, М.Менькова, К.Малевича.

В 1937 году художественный отдел краеведческого музея был преобразован в самостоятельный художественный музей. В то время в нем хранилось уже около 3000 произведений изобразительных искусств, в том числе картины, скульптура и графика стран Востока и Западной Европы. С тех пор формирование музейной коллекции пошло еще активнее. Ежегодно коллекция увеличивалась на сто и более экспонатов.

Один из самых драматичных периодов своего существования Куйбышевский, ныне Самарский художественный музей пережил в годы борьбы с так называемым формализмом в искусстве. Представители авангарда в послевоенные годы оказались под запретом, а их произведения изымались из экспозиций, уничтожались. Тогда и в Куйбышевский музей пришел драконовский акт на уничтожение 400 картин художников-авангардистов. Акт вандализма не совершился только потому, что сотрудники музея не выполнили дикое постановление властей. С риском для себя, для своей работы, они спрятали преследуемые произведения. И лишь в шестидесятых годах эти полотна стали вновь вводить в постоянные экспозиции музея. А сейчас под них отведен целый зал. Здесь демонстрируются работы Е.Бебутовой, О.Розановой, других светил авангардизма вплоть до самого К.Малевича.

Самарский художественный музей сегодня – это два обширных помещения в центре города. Размещенные в них постоянные экспозиции включают в себя около двух тысяч произведений, выставленных по отделам: русская и зарубежная живопись, отдел искусств стран Востока, самарские художники, керамика. Здесь представлены именитейшие мастера разных поколений, В том числе И.Репин, Н.Рерих, В.Поленов, К.Маковский, И.Бродский, А.Васнецов, С.Иванов, Б.Кустодиев, В.Борисов-Мусатов, А.Бенуа, К.Коровин, С.Герасимов, Д.Бурлюк, В.Суриков, П.Кончаловский, А.Лентулов, К.Малевич…

В Поволжье и далеко за его пределами Самарский художественный музей по праву считается одним из крупнейших собраний живописного искусства. А в самой Самаре музей – центр активной творческой жизни.

*