Ежегодно пятого числа пятого месяца в Японии отмечают День мальчиков. Его истоки относятся к пятому-шестому векам нашей эры, когда общины отправляли ритуально-мистические действия, связанные с началом полевых работ и состоявшие в поклонении духам деревьев, трав и растений, дабы те даровали роду здоровье и процветание.

Одно из названий праздника — танго-но сэкку (Праздник первого дня лошади) было выбрано, поскольку лошадь символизирует все качества, необходимые храброму юноше, воину, основе общины и государства.

В этот день император выходил в поле и вместе с придворными собирал лекарственные травы, а крестьяне выставляли в полях яркие пугала и флаги для защиты посевов от птиц и насекомых.

Со временем эти фигуры, чаще всего изображавшие воинов, стилизовались и изображались все более искусно, воспринимаясь уже не просто как стражи будущего урожая, но и как детские обереги. Их стали устанавливать дома, оставив на полях лишь пестрые флаги.

В начале средневековья праздник стал приобретать характер военно-спортивного состязания с участием борцов сумо, конными скачками со стрельбой из луков и показательными сражениями на мечах. Этим у молодого поколения воспитывался воинский дух, настойчивость и мужество.

С 17 века праздник приобрел торжественную пышность, его отмечали уже во всех слоях общества.

Крестьяне устанавливали перед своими домами длинные шесты с прикрепленным к верхушке вымпелом с изображением мифического духа сёки, призванного отгонять злых демонов и излечивать болезни. Одновременно, считалось, что в пятом месяце на землю по высоким деревьям и шестам спускаются божества и приносят обильный урожай.

В домах представителей воинского сословия устраивали небольшие выставки фигурок самураев и воинского снаряжения.

На нескольких полках, застеленных зеленой тканью, размещали мечи, доспехи, шлемы, веера, бутылки с сакэ. По краям ставили две вазы с ирисами (другое название праздника — сёбу-но сэкку (Праздник ириса), так как ирисы, цветущие в это время, символизируют успех и здоровье).

На нижней полке помещали специальные куклы тогацу нингё, причем среди них непременно должен был присутствовать молодой воин, готовящийся к своему первому сражению. Там же часто можно было увидеть фигурки тигра и лошади, храбрость и сила которых должны были служить примером для молодого самурая.

В настоящее время в праздник у каждого японского дома, где в семье есть мальчики, вывешиваются матерчатые изображения карпов — кои-нобори — числом по количеству сыновей. Их длина зависит от возраста детей, а самый длинный символизирует главу семьи и может достигать десяти метров.

В представлении японцев карп — мужественная рыба, способная даже подниматься вверх по водопадам.

В средние века горожане не имели права иметь мечи, копья, алебарды и прочее самурайское снаряжение, вместо чего они стали вывешивать карпов, как пример настойчивости в достижении цели.

В празднике принимают участие мальчики до 15 лет. Вечером пятого числа они собираются с родителями у декоративных полок с воинскими принадлежностями и выслушивают рассказы родителей о назначении каждого предмета, держат их в руках, узнают мифологические истории из жизни японских богов.

На праздник готовятся специальные блюда: рисовые колобки, завернутые в листья ириса или дуба, а также рис сваренный с красными бобами. Рис является обязательным атрибутом праздника, призванным обеспечить здоровье детей и продолжение рода.

РИА "Новости"

*