Как уже сообщал „Ъ“, правительство России изменило условия реструктуризации долгов АвтоВАЗа по налогам и сборам, которые сейчас составляют около 5 млрд рублей. Теперь полностью погасить долги перед бюджетами всех уровней автозавод должен до 2010 года. Предыдущее соглашение АвтоВАЗа с правительством предусматривало, что к этому сроку будет выплачено только 66% задолженности. Запланированное ускорение платежей аналитики связывают со стабилизацией экономической ситуации на предприятии.

В настоящий момент долги АвтоВАЗа по налогам и сборам перед бюджетами всех уровней составляют около 5 млрд рублей. Эта задолженность образовалась в первые годы рыночных реформ. В 1997 году Российскому фонду федерального имущества был передан залоговый пакет акций предприятия, тогда же в правительстве России разработали план реструктуризации долгов Волжского автозавода. В 2001 году, убедившись в том, что автогигант исправно погашает долги, кабинет министров принял решение вернуть залоговый пакет акций предприятию. Тогда же был разработан новый график реструктуризации платежей, согласно которому к 2010 году АвтоВАЗ должен был погасить не менее 66% от всей суммы долга.

На днях правительство России приняло решение о новой схеме реструктуризации долгов предприятия перед бюджетом. Как пояснили „Ъ“ в пресс-службе завода, теперь реструктуризация задолженности по обязательным платежам будет проводиться путем поэтапного ее погашения в соответствии с утвержденным графиком. В 2005 году погашается не менее 15% от этой суммы, в 2006 году — не менее 19,2%, в 2007 году — не менее 26,7%, в 2008 году не менее 36,8%, в 2009 году — не менее 59%, а в 2010 году — не менее 100%. Реструктурируемая задолженность по начисленным пеням и штрафам погашается ежеквартально равными долями. В постановлении правительства сказано, что в случае нарушения графика платежей АвтоВАЗ утрачивает право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и будет вынужден платить всю сумму долга полностью, со всеми пенями и штрафами.

Оценивая решение правительства, аналитики сходятся в мнении, что новая схема реструктуризации принесет ощутимую пользу как автозаводу, так и Самарской области. «Чем больше будет работать АвтоВАЗ, тем больше будет доходная часть бюджета, а работать он, естественно, теперь будет больше», — считает гендиректор инвестиционной компании «Газинвест» Андрей Алов. По его словам, вероятность того, что предприятие сорвет график платежей и будет вынуждено выплачивать всю сумму долгов и штрафов полностью, ничтожно мала. «Это типичный случай, в свое время такие соглашения подписывали все предприятия оборонной промышленности, и я не знаю ни одного, которое бы его нарушило», — подчеркнул господин Алов.

Аналитик инвестиционной группы «Атон» Алексей Языков сообщил „Ъ“, что раньше Волжский автозавод выплачивал в год пеней и штрафов на сумму более 600 млн рублей. «Получается, что, позволяя АвтоВАЗу не платить пени, государство поднимает его кредитоспособность, и предприятие сможет привлекать кредиты по более низким ставкам», — сказал „Ъ“ господин Языков. В пресс-службе автозавода, в свою очередь, сообщили, что предприятие «безусловно, сможет выполнить взятые на себя обязательства, а вариант, при котором завод не сможет выполнять платежи по графику, исключается».

МИХАИЛ ЕЛИСЕЕВ

№80 от 05.05.2005, ЧТ

"Коммерсантъ" в Самаре"

*