* Конференция ООН обсуждает борьбу с распространением ядерного оружия

    * Европа призывает Россию признать оккупацию прибалтийских государств

    * Финские социологи изучают особенности пьянства в России и Финляндии

Будет ли это действительно обобщение коллективного разума человечества или мировое сообщество в очередной раз прогнется под единственную в мире сверхдержаву?

«Коммерсант»

«Ядерный поезд» не остановить?

Во вторник в Нью-Йорке открылась седьмая обзорная конференция государств-участников Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), куда делегировали своих представителей 188 стран. В своей вступительной речи генсек ООН Кофи Аннан призвал страны, не обладающие ядерным оружием, отказаться от попыток его получения, а США и Россию — к более решительным мерам по сокращению своих арсеналов, «чтобы боеголовки исчислялись сотнями, а не тысячами».

«Между тем проблема нераспространения заключается не только в том, чтобы предупредить поползновения неядерных стран в сторону обладания собственными ядерными средствами, — пишет «Красная звезда». — На это указывают в первую очередь те, у кого нет бомбы. Они обращают внимание на главных обладателей ядерных арсеналов — США, Россию, Китай, Великобританию, Францию, поскольку эти государства не подают пример своими разоруженческими инициативами. А главное — не выполняют принятых обязательств. Критике подвергаются прежде всего США, которые вышли из Договора по ПРО и отказываются выполнять соглашения о запрете ядерных испытаний».

«Коммерсант» в материале «Бомба незамедлительного действия» пишет, ссылаясь на экспертов, что значение открывшейся в Нью-Йорке конференции выходит далеко за рамки «давно обсужденных и потому сегодня носящих чисто технический характер вопросов вроде того, кто кому поможет построить ту или иную АЭС, а кто кому передаст те или иные чертежи (давно не представляющие военной тайны)».

«Речь идет о том, как будет в ближайшие десятилетия строиться система международной безопасности и будет ли в ней ООН (организация, созданная в рамках ялтинского мироустройства) играть ту же роль, что играла во второй половине XX века», — указывает газета.

«Уже то, что на конференцию, в которой предполагалось участие глав МИДов, США прислали делегацию во главе с чиновником средней руки, говорит о многом, — отмечает «Коммерсант». — За этим прослеживается давнее желание Вашингтона утвердить свое значение в мире как единственной сверхдержавы и действовать без оглядки на мнение мирового сообщества, выразителем которого считалась (и до недавних пор была) ООН».

В рубрике «Цена вопроса», обозреватель «Коммерсанта» Борис Волхонский замечает, что «тысячу раз прав генсек ООН Кофи Аннан, заявивший, что Договор о нераспространении устарел». «Действительно, ведь никакие международные расследования не дали оснований сделать вывод, что, скажем, Индия или Пакистан обзавелись своим ядерным оружием в силу каких-либо утечек (то есть нарушений ДНЯО), — продолжает Волхонский. — Просто спрос породил предложение, и в каждой из этих стран нашлось некое число ученых, способных своими мозгами дойти до того, как сделать атомную бомбу».

«В конце концов, если бы ядерные технологии в мире вообще создавались только в результате распространения, то не было бы ни Хиросимы с Нагасаки, ни академика Сахарова», — указывает обозреватель.

И далее: «И сейчас, когда США периодически ставят вопрос о том, что ядерным оружием вот-вот обзаведутся Северная Корея или Иран, понять их по-человечески можно: кому хочется, чтобы атомной бомбой размахивал «безответственный лидер»? Но, по сути, Вашингтон машет кулаками вслед давно ушедшему поезду: ядерные технологии расползлись по миру уже так широко, что сделать ничего невозможно.

«И в этом контексте начавшаяся конференция ООН по ДНЯО интересна только с одной стороны: будет ли это действительно обобщение коллективного разума человечества или мировое сообщество в очередной раз прогнется под единственную в мире сверхдержаву? Боюсь, что первые сигналы из Нью-Йорка подводят к наименее утешительному из двух вариантов».

Дорогое признание

Европейские власти предлагают России признать факт оккупации Советским Союзом прибалтийских государств, пишет «Газета» в материале «Европа ждет от России покаяния».

Ради решения этого вопроса еврочиновники даже готовы испортить российским властям праздник, замечает газета, указывая, что собирающиеся в Москву на празднование 60-летия Победы председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и еврокомиссар по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер планируют обсудить эту тему 10 мая, сразу после окончания праздничных мероприятий, на саммите ЕС — Россия.

Косвенную поддержку прибалтийским государствам в их споре с Россией может оказать и президент США Джордж Буш, планирующий за несколько дней до своего визита в Москву, 6-7 мая, провести в Таллине встречу с главами всех трех прибалтийских республик, добавляет газета.

«Для России, правопреемницы СССР, такое признание может обернуться многомиллиардными исками от прибалтийских соседей, — пишет «Газета». — Литва оценила причиненный Советским Союзом ущерб в 20 миллиардов долларов (для сравнения: в этом году вся доходная часть российского федерального бюджета составит около 150 миллиардов долларов). Латвия и Эстония свои подсчеты еще не закончили, однако, по всей видимости, претензии обоих государств вряд ли будут серьезно отличаться в меньшую сторону.»

По мнению экспертов Газеты, Запад вряд ли станет всерьез требовать от России признания оккупации прибалтийских государств. «Похолодание в отношении к Москве есть, но в этом вопросе России никто руки выкручивать не будет, — считает замгендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. — На признании оккупации, также как и на компенсациях и передаче спорных территорий, Запад всерьез настаивать не будет: Евросоюзу нужны стабильные и спокойные границы с Россией».

«После событий на Украине для Европы и США Россия окончательно стала чужой, а страны Прибалтики после вступления в Евросоюз стали своими. Вот Западу и приходится их защищать», — считает эксперт.

Особенности национального пьянства

Соседи из Финляндии и Питера

пьют одинаково много, но

по-разному

В материале «Пьют много, но иначе, чем мы» «Труд» публикует результаты сравнительного исследования финских социологов особенностей процесса принятия алкогольных напитков и преодоления последствий опьянения в Финляндии и России. В качестве «испытательного полигона» финские социологи использовали Санкт-Петербург.

«Если верить «проверяющим», в городе на Неве много трезвенников, — пишет газета. — По крайней мере, разделение на пьющих и непьющих там гораздо резче, контрастнее, чем в Финляндии, где к рюмке прикладываются представители всех слоев общества, причем женщины тоже, хотя делают это реже и, главное, «берут на грудь» за один присест меньше, чем это принято у нас».

Ссылаясь на финских социологов, «Труд» пишет, что финны чаще и больше, чем русские, пьют вне стен родного дома. Жители северной российской столицы, наоборот, делают это в основном в кругу семьи, друзей и соседей по месту жительства.

Финны, как правило, довольствуются компанией одного, максимум двух приятелей, разделяющих с ним приятное времяпрепровождение за стойкой бара. Петербуржец предпочитает застолье, в котором пять и более участников.

Кроме того, если погода позволяет, у нас за большой грех не считают примоститься где-нибудь на лавочке, на пустых ящиках, а то и просто на зеленой травке, чтобы «раздавить бутылочку». В Финляндии, если речь идет не о лоне природы, а о пределах городской черты, такое может позволить разве что бомж.

Что касается возрастных параметров, то в Финляндии большая часть эксцессов, причиной которых стали обильные возлияния, имеет место в молодежной среде. В российской же действительности, как утверждают финны, все наоборот: ждать беды следует не столько от перебравшего молокососа, сколько от, казалось бы, умеющего держать себя в руках мужчины зрелого возраста, который под воздействием алкоголя «совершенно потерял человеческий облик».

Исследователи находят этому такое объяснение: именно люди старшего поколения в большей мере испытали на себе последствия разрушения устоявшихся жизненных ценностей и ориентиров, стали жертвой «шоковой терапии», поменявшей полюса добра и зла социального бытия.

«В целом сравнение получилось не в нашу пользу, — делает вывод «Труд», — однако с не столь уж значительным перевесом. Но и у нас отмечен свой позитив. Оказывается (как это видится со стороны) в России сдерживающая роль семьи в отношении «алкоголизации ближних» выше, чем в Финляндии».

Обзор подготовила Ирина Розенбранд, Служба мониторинга Би-би-си

Би-би-си

***