Чем меньше снега в Евразии, тем больше рыбы в Аравийском море
Чем меньше снега выпадает зимой в Евразии, тем больше рыбы появляется в Аравийском море? Это вполне возможно, такой феномен можно наблюдать, что открывает перспективу нахождения новых способов ведения рыболовного промысла в очень широких масштабах. Существует актуальная проблема: стагнация объемов вылова во всем мире и сокращение поголовья рыбы. На эти факты указывалось в последнем докладе ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной Организации ООН), и они диктуют необходимость лучше знать и по-новому использовать биологические ресурсы океанов.
Гипотеза о том, что от толщины снежного покрова в Евразии может зависеть количество рыбы в Аравийском море, кажется невероятной. Однако именно таков вывод авторов исследования, опубликованного 3 апреля в журнале Science. С 1997 года группа американских ученых наблюдала за эволюцией сезонных ветров и течений в Аравийском море, а также за его «первичной продукцией» – планктоном, о количестве которого говорит плотность хлорофилла, замеряемая с помощью спутника. Именно значительное увеличение количества хлорофилла подтолкнуло океанологов к их сенсационному выводу. Если верить картам, переданным спутниками Adeos (Япония) и Seawifs (NASA), за прошлое лето его содержание у берегов Сомали, Йемена и Омана увеличилось не менее чем на 350%, а за период с 1997 по 2003 год увеличение составило 300%.
Поворот. Причины этого изменения помогло раскрыть сотрудничество океанологов и климатологов, заинтересовавшихся спецификой Аравийского моря. Ежегодно летом и зимой морские течения и поверхностные ветры полностью меняют здесь направление по линии север – юг. Летом эти течения поднимают с глубин холодную воду (это явление называется апвеллингом), богатую питательными солями, что способствует размножению планктона.
В 1997-2003 годах летние температуры на поверхности Аравийского моря имели тенденцию к снижению. Это охлаждение совпадало с усилением летних муссонов. Климатологи дали этому феномену вполне правдоподобное объяснение: уменьшение площади и устойчивости снежного покрова в Евразии – следствие глобального потепления – дает вторичный эффект в конце весны и начале лета. Поскольку снег тает быстрее, солнечная энергия не расходуется на его таяние и испарение, а значит, сильнее нагревает землю. Это увеличивает разницу температур между континентом и океаном, а следовательно – силу ветров, дующих с севера на юг. В результате питательных веществ, поступающих на поверхность вместе с холодной водой, становится больше и количество планктона возрастает, привлекая рыбу.
Стремясь лучше понять функционирование океанической питательной цепочки, некоторые ученые пытаются проводить связь между изменением количества планктона, поголовьем рыбы и объемами вылова. В другой статье, которую собирается опубликовать журнал Science, группа специалистов, изучавшая ситуацию в районе тихоокеанского побережья США, выдвигает гипотезу о наличии прямой зависимости вылова рыбы от концентрации планктона. Иначе говоря, о том, что в сокращении рыбных ресурсов виноват не только морской промысел…
Однако против такого подхода возражает Поль Трегер, океанолог из Брестского университета. «Не следует слишком доверять корреляциям между количеством планктона и выловами. Выловы – это то, что основано на рыболовецкой технологии, которая все время развивается. Лучше применять экосистемный подход и рассматривать каждую промысловую породу как звено в цепочке, где рыбак является одним из хищников».
Такую задачу ставит перед собой только что созданный научный коллектив «Евроокеаны», которым руководит Поль Трегер и который объединяет 25 европейских стран и 160 ученых. Эта группа намерена «изучать связь между климатом и морскими экосистемами. Пристальное внимание будет уделено Северному Ледовитому океану, Северной Атлантике, Балтийскому и Средиземному морям, а также побережьям Африки – от Марокко до ЮАР».
Одна из целей коллектива – создание детально разработанных компьютерных моделей регионального масштаба, которое потребует мобилизации всех имеющихся знаний о той или иной конкретной зоне. Речь идет об альтернативе современным методам, основанным на статистике выловов и не позволяющим в полной мере управлять морскими ресурсами, которые испытывают давление человеческих потребностей и климатических изменений.
*