В первомайских шествиях в Москве приняли участие 30 тысяч человек — вдвое меньше ожидаемого. Профсоюзы и «Единая Россия» традиционно ругали правительство. Зато отличилась левая оппозиция: впервые КПРФ, «Родина» и Национал-большевистская партия вышли на демонстрацию единой колонной. «Авангард красной молодежи» (АКМ) завершил выступления левых баррикадами у здания Генпрокуратуры. Правая же оппозиция не сумела объединиться даже на улице. «Яблоко» и «Наш выбор» Ирины Хакамады отмечали 1 мая на Лубянке, а члены СПС уехали кататься на речном трамвайчике.

Раньше всех первомайское шествие начали профсоюзы. В 9 утра головная часть колонны двинулась по 1-й Тверской-Ямской. Впереди шли лидер Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков и председатель думского комитета по труду и социальным вопросам «единоросс» Андрей Исаев, на днях ставший главным левым «Единой России». По краям колонну охраняли дружинники в повязках и курсанты милицейских вузов.

Хотя шмаковские профсоюзы именуются независимыми, демонстрация больше походила на митинг в поддержку власти. Флагов, флажков, шариков и искусственных цветов было много, но по-настоящему острых лозунгов и плакатов в 20-тысячной колонне ГАЗЕТЕ обнаружить не удалось. Все звучало вполне политкорректно: «Профсоюзам России — 100 лет», «Требуем поднять «минималку» до прожиточного уровня», «Сделаем Москву столицей Олимпиады».

Лужков требовал денег у Кудрина

Когда демонстранты дошли до Триумфальной площади (метро «Маяковская»), на полную катушку включились громкоговорители, установленные на автобусе. «Мир, труд, май! — захрипели динамики. — Слава столичным профсоюзам!» Слегка досталось правительству: «Сначала поднимайте зарплаты, потом — цены! Ура-а!» В колонне вяло отзывались: «У-а-а!» После очередного «у-а-а!» некоторые члены профсоюза потихоньку сворачивали к метро.

В самом хвосте колонны, после профсоюза транспортных магистралей Москвы, шла группа столичных «единороссов». Знамена у них почти как профсоюзные, тоже синие и тоже с эмблемой. Сзади «Единую Россию» прикрывал профсоюз работников вооруженных сил и безопасности. Если бы не громкоговоритель, возвещавший славу силовикам, никто бы и не узнал о наличии в колонне отставных сотрудников ФСБ.

Шествие завершилось примерно через час на Тверской площади, возле мэрии Москвы. Многотысячный митинг вдохновил мэра Юрия Лужкова на пламенную речь с трибуны у памятника Юрию Долгорукому. «Результат есть, а счастья нет!» — критиковал Лужков готовящиеся социальные реформы правительства. Потом столичный градоначальник перешел к персоналиям. Досталось министру финансов Алексею Кудрину. Лужков призывал поддержать экономику за счет средств стабилизационного фонда и не бояться роста инфляции: «Если Вы, господин Кудрин, боитесь инфляции, то нечего пудрить нам мозги!» Толпа одобрительно загудела.

«Органы заменили голову»

Впервые в этом году оппозиционные движения и партии — КПРФ, «Родина», Национал-большевистская партия — собрались на Первомай в единую колонну. Место для сбора оппозиции отвели на Калужской площади. К 10 утра здесь собралось примерно десять тысяч человек. Манифестанты растянулись почти на километр, хвост колонны заканчивался на Большой Якиманке.

В авангарде колонны с огромными плакатами Ленина и Сталина, неспешно переговариваясь, шли члены КПРФ. Пожилые зюгановцы держали в руках транспаранты «Даешь референдум!» и «Органы заменили голову». Следом под красными и желтыми флагами «Родины» бодро вышагивали члены партии Дмитрия Рогозина. Сам лидер, одетый в джинсы и клетчатую рубашку, держал растяжку «За Родину и социальную справедливость!» и профессионально улыбался фотографам.

«Мир! Труд! Май! Отставка!»

Впервые за много лет колонну национал-большевиков вел лидер НБП, писатель Эдуард Лимонов. На днях у него истек срок условного освобождения, и он смог открыто присоединиться к шествию оппозиции. «Мир! Труд! Май! Отставка!» — слаженно горланили около сотни нацболов, со всех сторон окруженных милицией. Каждый выкрик своих молодцов Лимонов сопровождал кивком головы и задумчиво, на манер восточного калифа, поглаживал бородку.

Во второй части колонны оппозиции шли подростки из Союза коммунистической молодежи (СКМ) и «Авангарда красной молодежи» (АКМ). Один из эскаэмовцев нацепил на голову резиновую маску Путина. Пыхтя от усердия, «Путин» передвигался на руках и коленях и, войдя в роль собаки, с лаем набрасывался на соратников. Его одергивал за поводок «Буш» — активист с американским флагом на груди.

«Льготы народу — Путина на хлеб и воду», — скандировали акаэмовцы. Под растерянными взглядами окружающих милиционеров они разорвали портрет президента, а клочки сожгли. Стоявшие на обочине люди в штатском бесстрастно снимали акт сожжения на видеокамеру.

Лимонов готов штурмовать Кремль

Через два часа оппозиция подошла к Театральной площади, где был запланирован митинг. Каждый из вождей подчеркивал важность объединения всей левой оппозиции в единый фронт. «Главное сейчас — солидарность патриотических сил», — гремел с трибуны Геннадий Зюганов. «Настоящий враг и коммунистов, и патриотов — это бюрократия и олигархи», — вторил ему Дмитрий Рогозин. А Эдуард Лимонов убеждал соратников, что нацболы с ними — до победного конца. «Мы готовы стать штурмовыми отрядами, надо будет — пойдем и на Кремль!» — пообещал он.

Однако на этом Первомай для левых не закончились. На выходе с площади бойцы ОМОНа выдернули из толпы шестерых членов АКМ, сжигавших президентский портрет. Распихав задержанных по автобусам, милиция покинула поле боя. Тогда примерно 300 активистов АКМ и пенсионеров перегородили металлическими ограждениями Большую Дмитровку у здания Генпрокуратуры. «Мы не уйдем, пока не отпустят наших ребят!» — пояснил ГАЗЕТЕ лидер АКМ Сергей Удальцов. Милицейское начальство пошло навстречу протестующим: уже через час все шестеро задержанных оказались на свободе. Толпа встречала их как героев.

Правые отплыли

В отличие от профсоюзов и левой оппозиции, правые партии и движения не смогли объединиться в единый фронт даже на улице. В результате их митинги не стали массовыми. На Лубянской площади митинговали члены партий «Яблоко» и «Наш выбор» во главе с Ириной Хакамадой. Они держали плакаты «Нет войне в Чечне!». У многих были значки «Свободу Михаилу Ходорковскому!». Несколько сотен сторонников Союза правых сил, промаршировав под духовой оркестр по Лубянке, спустились к Москве-реке, погрузились на речные трамвайчики и отплыли.

02.05.2005 Рустем Фаляхов

Айдар Бурибаев

ГАЗЕТА

***