Реформа в пользу “Единой России”. Кремлю не нужны губернаторы от оппозиции
(Ведомости). Идея президента выбирать губернаторов от победившей на региональных выборах партии ничем не поможет оппозиционным движениям, убеждены эксперты. Реформа ограничится консультациями с партийцами, да и то если это будет выгодно Кремлю: радикально менять порядок выборов администрация президента не рискнет.
В послании Федеральному собранию 25 апреля Владимир Путин заметил, что кандидатами в губернаторы могли бы “предлагаться представители победившей на региональных выборах партии”. “Уточнить” порядок выборов он предложил после обсуждения на Госсовете. Через два дня председатель Центризбиркома Александр Вешняков заметил, что реформа “логично” вписывается в задачу укрепления партий, которые в случае поддержки избирателей “должны участвовать в формировании правительства и исполнительной власти” в регионах. Экспертам эта логика не столь очевидна.
Полгода назад президент под предлогом борьбы с терроризмом уже провел реформу губернаторских выборов. Теперь вместо жителей регионов их выбирают депутаты региональных парламентов, а кандидатуры им предлагает сам Путин. В свою очередь, для него списки возможных претендентов готовит полпредство, а утверждает руководитель президентской администрации. По положению о выборах полпреды с учетом авторитета, деловой репутации и опыта публичной деятельности кандидатов, а также “результатов предварительных консультаций” с региональными общественными объединениями должны предложить Кремлю не меньше двух потенциальных губернаторов.
Как “вписать” в эту схему “партийных” кандидатов: например, когда полномочия действующего главы региона заканчиваются через три или четыре года после парламентских выборов — ни чиновники, ни эксперты пока не знают. В Центризбиркоме, по словам члена комиссии Елены Дубровиной, над этим вообще не думали. Путин может подписать указ о том, что полпред вправе включить в список кандидатов одного представителя победившей “на самых последних выборах” партии, предполагает председатель думского комитета по конституционному законодательству, “единоросс” Владимир Плигин. Или дополнить текст положения о выборах нормой о том, что полпредство обязано проводить консультации не только с “общественными организациями”, но и с партиями, добавляет Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем.
Выбирать губернаторов по партийному признаку собирались в начале губернаторской реформы, напоминает он. Но для этого пришлось бы обязать их после выборов в парламент уходить в отставку или синхронизировать парламентские и губернаторские выборы во всех регионах. “Это довольно сложные процедуры, [именно] поэтому решили передать подбор кандидатов полпредам и ввести консультации с общественными объединениями”, — говорит Бадовский. Он убежден, что в корне систему выборов после послания президента менять не будут. Борис Макаренко из Центра политтехнологий считает, что идею Путина законодательно прописывать вообще не надо. “Речь идет о совещательной функции [полпреда]: кандидат в губернаторы и так должен пройти процедуру утверждения парламентом”, — рассуждает он. К тому же неформально полпреды и сейчас консультируются с парламентским большинством, добавляет Бадовский: “В большинстве случаев никому не выгодно, чтобы внесенную президентом кандидатуру не утвердили”. “Все полпреды уже приняли это [необходимость консультаций с партийцами] как аксиому” и дальнейших изменений не ждут, уверяет представитель одного из полпредств.
Рассчитывать на положительный эффект от президентской новации стоит разве что “Единой России”, сходятся во мнении партийцы и эксперты. “Иной, кроме как согласованной с президентом кандидатуры, полпред все равно не предложит, даже если [на выборах в регионе] победит СПС”, — убежден вице-губернатор Пермской области, член СПС Никита Белых. Право полпреда проводить консультации с победившей партией можно, в случае не выгодного Кремлю исхода выборов, просто проигнорировать, замечает Алексей Макаркин из Центра политтехнологий. Из двух десятков региональных выборов за последние месяцы “единороссы” проиграли четыре: на Сахалине — блоку, созданному на базе “Родины”, в Корякии и Ненецком автономном округе — коммунистам, а в Амурской области — блоку “За развитие Амурской области” (Российская партия жизни, “Яблоко” и КПРФ). При этом свои депутатские объединения “Единая Россия”, по собственным данным, сформировала в 78 из 89 региональных парламентов, а более 50 из 89 глав регионов вступили в “партию власти”. Так что предложенные Путиным изменения “с любых сторон беспроигрышны” для “Единой России”, говорит Белых. И позволят ей рассчитывать на большую консолидацию вокруг партии региональных элит, добавляет Макаренко. Чтобы и другие партии могли укрепить свое влияние, выдвижение ими губернаторов надо четко прописать в законе, а это право делегировать только тем, кто получит “абсолютное большинство голосов по итогам выборов и по спискам, и по одномандатным округам”, считает губернатор Ивановский области Владимир Тихонов, член Всероссийской коммунистической партии будущего.
Анфиса Воронина
Елена Руднева
Ведомости
03.05.2005, №78 (1360)
*