НА ПРОШЛОЙ неделе коллегия министерства труда и социального развития Самарской области подвела итоги работы в прошлом году и обсудила планы на будущее.

Минувший год для министерства оказался сложным, И не только из-за кардинального изменения системы льготного обеспечения граждан. Работникам министерства впервые пришлось заниматься вопросами охраны труда и проблемами семьи, материнства и детства, поскольку в 2004 году ведомство объединило департамент социальной защиты населения, главное управление по вопросам семьи, материнства и детства и главное управление труда области. Так что работы прибавилось.

РАДУЕТ, что вместе с этим растет и финансирование социальной сферы: если в 2004 году общий объем средств, выделенных из областного и федерального бюджетов, составил более двух миллиардов рублей, то на нынешний год объем расходных обязательств по труду и социальному развитию, предусмотренный только в областном бюджете, составил четыре миллиарда рублей.

Заложенные бюджетные средства планируется направить, прежде всего, на обеспечение социальных гарантий наиболее уязвимым категориям населения. А нуждающихся, к сожалению, меньше не становится. Несмотря на то, что в области работают 36 пансионатов общего и психоневрологического профиля почти на пять тысяч мест и только в минувшем году были открыты новые отделения милосердия в Исаклинском и Клявлинском районах, увеличивается очередь в различные стационарные учреждения соцзащиты. «Это, безусловно, отрицательный момент в нашей работе», — отметила в своем докладе министр Г.Д.Светкина. Поправит положение строительство двух новых корпусов на 250 мест во Владимировском пансионате для инвалидов, проектные работы уже ведутся.

Кроме того, сохраняется высокая напряженность при финансировании деятельности пансионатов на прочие текущие расходы, так что министр рекомендовала всем руководителям не только более рационально использовать бюджетные средства, но и развивать платные услуги населению, которые могут стать дополнительным источником средств.

Напомним, что 2005 год является завершающим для реализации Закона Самарской области «Об утверждении комплексно-целевой программы медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности на 2001-2005 годы». Сейчас уже можно с полной определенностью говорить о том, что в регионе создана эффективная модель комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако в связи с принятием федерального закона № 122 произошли значительные изменения в системе реабилитации инвалидов. И надо заметить, что закон этот жизнь инвалидов отнюдь не облегчает, особенно в части, касающейся получения технических средств реабилитации. Другая проблема: на уровне регионального законодательства система подготовки документов для выплаты пособий упрощается, а на уровне федеральном, к сожалению, подобного не происходит. Галина Дмитриевна подчеркнула, что министерство приложит все усилия для того, чтобы решить эту проблему и помочь людям.

В 2004 году министерством производилось 86 видов выплат (в 2003 году — только 82).Социальные выплаты становятся все более адресными. Около 65 процентов денежных средств из федерального и регионального бюджета были направлены в качестве пособий для малоимущих. Однако министр выразила недовольство тем, что на местах органы социальной защиты проводят разъяснительную работу среди населения не на должном уровне, В результате — ошибки, в основном правового характера, при назначении пособий и компенсаций. 410 тысяч рублей — на такую сумму «ошиблись» бы на местах, если бы не вмешалось министерство. А это значит, что кто-то из наших земляков мог бы недополучить положенные по закону средства, а другие, напротив, получить лишние.

По-прежнему ведущее место отводится социальному обслуживанию на дому пожилых людей и инвалидов. На протяжении ряда лет не уменьшается число желающих пользоваться услугами социальных работников. А социально-медицинские услуги пожилым гражданам и инвалидам оказывают Самарское отделение Всероссийского общества Красного Креста и хосписы. Остается большая потребность в услугах сиделки. Чтобы решить эту проблему, министерство труда и социального развития области разрабатывает положение об организации «института сиделок» (младших медицинских сестер).

Успешно справилось министерство и с новыми задачами. В минувшем году наша область занимала одно из лидирующих мест среди других регионов Приволжского федерального округа по уровню заработной платы. Среднемесячная зарплата работников, занятых в отраслях экономики области, за 2004 год составила 6312,8 рубля. А задолженность по заработной плате перед работниками предприятий, учреждений и

организаций всех форм собственности на 1 января 2005 года составила 137, 9 миллиона рублей. По сравнению с началом 2004 года, эта цифра уменьшилась на 237,8 миллиона рублей, или в 2,7 раза. Согласитесь, статистика обнадеживает.

На коллегии рассмотрена работа с обращениями граждан в органы соцзащиты. В прошлом году министерство труда и социального развития рассмотрело более семи тысяч писем и устных заявок, что почти на тысячу больше, чем в 2003 году. Ну, а на районные органы соцзащиты обрушился просто шквал корреспонденции и телефонных звонков: количество письменных обращений выросло на сто тысяч, устных — на 250 тысяч. И если в управления соцзащиты городов и районов области люди обращались, в основном, по вопросам монетизации льгот, то в министерство люди обращались еще и с вопросами, связанными с оказанием материальной помощи, присвоением звания «Ветеран труда», санаторно-курортным лечением, обеспечением спецавтотранспортом и многим другим. Ни одно из обращений не было оставлено без внимания.

Г.Д.Светкина отметила, что, в целом, с поставленными задачами министерство справилось достойно. Большинство подопечных после большой разъяснительной работы поняли преимущества монетизации. У людей появилось право выбора: например, кто-то предпочел купить единый социальный проездной, а другой, редко выходящий из дома, оставил себе деньги. «Мы прекрасно понимаем, что сегодня не только социальные работники должны заниматься проблемами человека. Здесь должны объединить свои усилия все органы исполнительной власти. Только тщательные, продуманные и скоординированные действия правительства Самарской области, организаций федерального подчинения и органов местного самоуправления позволят обеспечить меры социальной поддержки граждан, дадут возможность безболезненной адаптации к новой системе социальной защиты в Самарской области», — считает министр Светкина.

Юлия СУМКИНА.

«Социальная газета», №14 (527), 9.04.2005 г.

*