Окончательные выводы о причинах трагедии в «Трансвааль-парке» будут сделаны через несколько месяцев, однако уже сейчас эксперты делают предварительные выводы о том, почему обрушилась кровля аквапарка. Все больше специалистов склоняются к версии о том, что «Трансвааль» был построен на неблагоприятном с точки зрения геологии месте: раньше там было много подземных ключей и оврагов. Фундамент мог быть поврежден, что и стало причиной обрушения конструкции здания. Более того, эксперты заявляют, что участь «Трансвааля» может угрожать многим московским домам.

Корреспондент РБК Наталья Колодочкина живет недалеко от «Трансвааль-парка» и видела, как возводили это здание. «Там были какие-то ручьи. Может быть, из-за этого поехала конструкция. Может, что-то подмыло», — рассказывает Наталья.

Местные жители также подтверждают, что «Трансвааль» строился на месте, подтопленном водой.

«Мы гуляем тут с собаками и видели, как шла стройка. Когда бурили, из-под земли поднималась вода, а они закачивали на воду бетон», — рассказал один из жителей Ясенево.

Подтверждает это и руководитель отряда тяжелых катастроф «Диггер-Спас» Вадим Михайлов, сообщают Вести.Ру.

«Бетон, из которого были сделаны стены, крепления между колоннами, крошится очень легко. Это основной бетон отделки — с гранитной крошкой. Он достаточно слабый, еле держащийся. И арматура опиралась на основание почти не приваренной. Такая колонна не может стоять нормально. А она поддерживала крышу, которая упала на детей и всех, кто плавал в бассейне в этот момент», — говорит он.

По словам Вадима Михайлова, специалисты пролетели вокруг разрушенного аквапарка на вертолете несколько раз и поняли, что «объект упал как бы по часовой стрелке, и в центре — яма, в которой сейчас работают спасатели».

В этой «яме» — глубокие подвалы, которые заполнены водой. «Там много аппаратуры, а самое главное — хлор, который там был в больших количествах. Емкости с ним чудом не повреждены. Если бы они были пробиты, то туда со страшной силой хлынула бы вода, и над этим местом возникло бы хлорное облако. Мы насчитали около 40 огромных емкостей с хлором», — рассказывает руководитель отряда тяжелых катастроф «Диггер-Спас».

В Москве опасно жить: участь «Трансвааля» может постигнуть жилые дома

Дефицит свободных площадей в Москве и сверхприбыли, которые приносит строительный бизнес, заставляют столичных застройщиков пренебрегать элементарными правилами безопасности, отмечает «Газета». За определенную сумму (ставки варьируются от 5 до 15% от стоимости объекта) в Москве можно согласовать практически любой проект.

В результате здания строят там, где бьют подземные ключи и малые реки, случаются оползни и провалы почвы в карстовые пустоты. Так что в любой момент сооружение, построенное на плавучих грунтах или в непосредственной близости от воды, может постичь участь «Трансвааль-парка». И нет гарантии, что жертвой следующей трагедии не станет жилой дом.

Главная проблема строительства в Москве — вода на земле и под землей

Москва не входит в зону природного риска, однако столица таит в себе опасности другого рода. По мнению профессора, главного научного сотрудника Института физики Земли им. Гамбурцева РАН Андрея Никонова, сейчас главные проблемы Москвы связаны с водой — на земле и под землей.

«В заасфальтированной Москве во время летних ливней низменные районы становятся водоемами. Еще опаснее подтопления. Естественная циркуляция поверхностных и подземных вод настолько нарушена и искусственные коллекторы находятся в таком состоянии (изношенность составляет 65%), что почти на 40% городской территории водный уровень не опускается глубже 3 м».

Подтопление чревато негативными последствиями — потерей несущей способности грунтов под сооружениями и коррозией коммуникаций.

«Я тоже слышал версию того, что трагедия в «Трансвааль-парке» могла произойти из-за оседания фундамента. В принципе, подобная ситуация возможна. Сегодня многие модные дома строятся на намывных грунтах. В результате подтопление фундамента в Ясенево могло произойти», — рассказал «Газете» Андрей Никонов.

До 2011 года ожидается подтопление многих районов Москвы

По данным Института экологии города, до 2011 года ожидается подтопление 89% территорий в Восточном округе, более 50% — в Северо-Восточном, Юго-Восточном, Западном, более 40% — в Южном, Северном и Северо-Западном округах.

Но более угрожающая ситуация складывается между Яузой и Ярославским шоссе, вдоль Щелковского, Дмитровского, Варшавского, шоссе Энтузиастов, между Южным портом и Капотней, в Мневниках. В Лефортово стали подтапливаться фундаменты госпиталя Бурденко и здания Академии бронетанковых войск. Около 21% территорий Юго-Западного округа подвержено подтоплениям: в зону риска попали жилые районы Ясенево, Теплый Стан и Чертаново. В таких зонах велика опасность обрушения зданий.

Опасность представляют и оползни в долинах малых рек. За последние 15 лет произошло удвоение мелких оползней. Это происходит из-за накопления на склонах рек хозяйственного мусора и насыпного грунта и плохой заделки траншей при прокладке коммуникаций вблизи склонов.

На карстовых пустотах (свободных полостях под землей) также категорически запрещено новое строительство, а для поддержания стойкости уже построенных зданий требуется проводить работы по укреплению фундамента. И столичные власти, и строители, безусловно, знают об этом. Но реальную, а не на бумаге, геологическую экспертизу заказывают далеко не все.

«Алые паруса» может смыть

Элитный жилой комплекс «Алые паруса», по данным пресс-секретаря Центра охраны дикой природы Любови Якубовской, построен на плывучих грунтах, непосредственно у воды.

В принципе, по ее словам, можно ожидать постепенного сползания домов этого комплекса в воду. Более того, компания «ДОН-Строй» превысила этажность здания по сравнению с тем, что было в согласованном проекте.

«Возможно, этого бы никто и не заметил, если бы не тот факт, что последние этажи здания залезли в запасной воздушный коридор для самолетов Тушинского аэродрома. Неизвестно, как этот вопрос был урегулирован представителями компании с властями, известно только, что дом был сдан и теперь в нем живут люди. При этом запасной коридор тоже никто не отменял, так что нижние этажи комплекса могут сползти в воду, а верхним этажам угрожает попадание в них самолета», — рассказала Якубовская.

В компании «ДОН-Строй» эту информацию прокомментировать отказались.

Другая ситуация с домом N8 на проспекте 60-летия Октября (застройщик — «Первая ипотечная компания»). Фундамент этого здания находится в четырех метрах от метротоннеля мелкого заложения. Как рассказали «Газете» жители этого дома, Метрострой не разрешал располагать фундамент в радиусе 6 м от тоннеля, однако это не помогло.

Сейчас метрополитен говорит, что не несет ответственности за шум и вибрацию, которые будут чувствоваться в новостройке. По одному из официальных заключений, полученных после экспертизы, фундамент дома «не должен обрушиться из-за соседства тоннеля метро».

По словам Любови Якубовской, в подобных заключениях обычно пишут «не может», а не «не должен». После тщетных попыток установить справедливость жители района Академический обратились в Дорогомиловский суд. Суд вынес решение остановить стройку. Стройка остановлена не была. Штраф, назначенный судом, составлял 200 МРОТ (20 тысяч рублей). Но эта сумма не идет ни в какое сравнение с доходами компании, которая продала квартиры в этом доме.

Несколько домов на Коровинском шоссе, построенных еще в 1998 году, до сих пор заселены не полностью. Дело в том, что у этих домов дурная слава: они тоже построены на плывунах.

Застройщики уже несколько раз вынуждены были заделывать трещины в стенах, чтобы сохранился товарный вид. Но как долго простоят эти дома и другие, которые построены вопреки здравому смыслу, никто ответить не может.

12:51

NEWSru.com

*