Самолет — рекламоноситель. “Сибирь” хочет зарабатывать на рекламе $2-3 млн в год
Авиаперевозчик номер два в России — “Сибирь” придумала, как хотя бы отчасти компенсировать увеличивающиеся расходы на топливо. Авиакомпания предлагает разместить рекламу на своих самолетах. За счет этого “Сибирь” хочет зарабатывать $2-3 млн в год.
Российские авиаперевозчики не раз жаловались на постоянный рост затрат на топливо. “Сибирь”, по признанию ее гендиректора Вячеслава Филева, именно из-за этого закончила прошлый год с $10 млн убытков вместо запланированных $30 млн прибыли. А доля расходов на топливо выросла с 30% до 50-60% от общей суммы издержек. С 2001 г. объемы авиаперевозок в России стабильно росли. Но прошлой осенью авиакомпании были вынуждены ввести топливные надбавки к ценам на билеты. В результате в январе — феврале объем перевозок снизился на 2%.
Чтобы покрыть хотя бы часть затрат, “Сибирь” начала распродажу своих рекламных площадей. Авиакомпания готова отдать под рекламу практически все, что у нее есть, — от салфеток до бортов лайнеров и фасадов офисных зданий в Москве и Новосибирске, говорится в пресс-релизе “Сибири”. Полная загрузка рекламных площадей может приносить до $29 млн в год, говорит начальник управления внереализационных доходов “Сибири” Расул Хубиев. Но пока компания рассчитывает зарабатывать на рекламе $2-3 млн ежегодно — “чтобы не перегружать пассажиров”. Благодаря этому “Сибирь” покроет около 10% расходов на топливо.
Сейчас в качестве рекламных площадей авиаторы предлагают в основном бланки билетов и бортовые журналы. Доходы от этого минимальны, говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Впрочем, “Сибирь” уже зарекомендовала себя как генератор революционных решений. Компания проводит ребрэндинг и перекрашивает свои лайнеры в непривычный для авиаторов ярко-зеленый цвет. Хубиев говорит, что рекламой на фюзеляжах самолетов “Сибири” уже заинтересовались несколько десятков компаний. Но назвать их он отказался. Стоимость годового контракта в зависимости от типа рекламы и размера лайнера будет варьироваться от $30 000 до $150 000. И Хубиев уверен, что клиенты найдутся. “Восемь уже есть, и мы находимся на стадии обсуждения переговоров”, — добавляет он. Первая реклама, по его словам, должна появиться к 1 сентября.
Довольно оптимистически настроены и эксперты. “Идея «Сибири», конечно, новая и непривычная для рынка”, — говорит генеральный менеджер рекламной группы T-media. Fly advirtising Виктор Хованский. Но на Западе это распространенная практика и года через два приживется и у нас, уверен он. “Носитель экзотический, и его идеально использовать в PR-кампаниях”, — поясняет Хованский. “С такими контрактами работали многие зарубежные перевозчики”, — соглашается Рыбак. Самыми интересными проектами были рекламные кампании пива Guinness на самолетах Iran Air, реклама мюзикла “Призрак Оперы” на лайнерах швейцарской Kross Airlines и реклама часов Bvlgary на лайнерах Alitalia, напоминает эксперт.
Представители Diageo (производитель Guinness) от комментариев воздержались. А в Alitalia заверили, что и заказчик, и авиакомпания остались очень довольны контрактом. Соглашение с Bvlgary Alitalia заключила в 1998 г., рассказывает пресс-секретарь авиакомпании Патриция Васта. Под рекламную кампанию новых часов Bvlgari Aluminium был отдан выкрашенный в серебристый цвет лайнер, который целый год летал по разным маршрутам с изображением часов и слоганом Bvlgari Aluminium flies with Alitalia. “Это было очень красиво — часы как бы опоясывали лайнер”, — вспоминает Васта. Правда, уточнять, во сколько это обошлось Bvlgari, она не стала.
По стопам “Сибири” может пойти и “Аэрофлот”. “Мы пока используем почти все площади под собственную рекламу в рамках ребрэндинга”, — говорит директор департамента маркетинга “Аэрофлота” Татьяна Зотова. Но до конца года, по ее словам, “Аэрофлот” уже начнет искать рекламодателей. “И я не исключаю, что мы тоже будем размещать рекламу на фюзеляжах — сначала на чартерах, которые должны быть веселее, а потом и на регулярных рейсах”, — замечает Зотова. Впрочем, серьезно осложнить жизнь “Сибири” могут чиновники. “У нас есть ограничения на нанесение надписей и изображений на борты самолетов, которые «Сибири» придется решать с Ространснадзором”, — заявил “Ведомостям” чиновник Минтранса.
“Сибирь” в 2004 г. перевезла 3,748 млн пассажиров. За девять месяцев 2004 г. ее выручка составила 10,875 млрд руб., убытки – 863,6 млн руб. 56,8% акций “Сибири” принадлежат первому заместителю гендиректора авиакомпании Наталье Филевой, 25,5% – РФФИ.
Елена Мазнева
Ведомости
29.04.2005, №77 (1359)
*