ФСБ в «паутине». Поможет ли спецслужбам в борьбе с терроризмом контроль над Интернетом?
(Трибуна). Представитель Центра информационной безопасности ФСБ России Дмитрий Фролов заявил, что «необходимо расширить полномочия российских служб по контролю за коммуникационными системами и Интернетом». Надо полагать, в том, что касается обычной (проводной) связи, ФСБ и без того все держит под своим недремлющим оком. А вот 15 миллионов отечественных пользователей Рунета (российский Интернет), страшно сказать, до сих пор остаются «неохваченными». Беда в том, что к такому повороту не готово российское законодательство, которое пока упустило Всемирную паутину из вида.
К вопросу о виртуальной вольнице на протяжении последних лет государственные мужи возвращаются периодически. В марте этого года министра информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана озаботило засилье в Сети порнографии и рекламы. Для борьбы с ними он предложил ввести контроль над Интернетом через новую редакцию закона о СМИ. А технически проблема, по его мнению, могла бы быть решена путем установки специальных программ, ограничивающих доступ к виртуальной «клубничке». И, судя по слухам, работа в Минсвязи над новым законом закипела, так что уже в этом году он может быть внесен на рассмотрение Госдумы.
Спецотделы по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий уже есть в структуре МВД. Да и ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации) с его колоссальными возможностями не растворилось после своего упразднения в 2003 году, а нашло свою нишу в том же ФСБ и Минобороны. Да и потом — сегодня при существующей угрозе терроризма прав у разведки и так достаточно — при необходимости они могут и все разговоры прослушивать, и мобильники враз вырубить (как это было после теракта на рок-фестивале «Крылья» в 2003 году).
Если соответствующий закон примут, то будет получен контроль над российским Интернетом и доступ к базам данных всех владельцев мобильных телефонов с указанием их интернет-адресов. А это значит — никто не сможет узнать, как изготовить взрывчатку в домашних условиях, не проникнется экстремистскими идеями, не сможет воровать деньги с пластиковых карт, взламывать сайты, мобилизовать граждан на антигосударственные действия. Ну и «клубнички» с рекламой все разом лишатся, что называется, до кучи…
Российские провайдеры (поставщики интернет-услуг населению и организациям) последние инициативы ФСБ стараются не обсуждать. В компании «Лаборатория Касперского», занимающейся разработкой антивирусных программ, решения властей не комментируют в принципе: «Наша цель — защита информации, а не спекуляции на тему неправомерности вторжения государства в область Интернета…» Так что если будет дан сигнал свыше — никуда не денутся ни провайдеры, ни операторы мобильной связи — закон они будут обязаны исполнять. А куда приведет его безусловное исполнение, никто сказать не может.
Впрочем, проблема, как говорится, решаема — достаточно посмотреть и на наших среднеазиатских соседей (в Узбекистане Сеть контролируется уже давно и плотно, а в Туркмении Интернета вообще нет) и на тот же Китай, где Сеть развивается под партийным руководством.
Между тем особыми успехами на ниве борьбы с виртуальным экстремизмом пока похвастаться нельзя. Достаточно вспомнить многолетнюю кампанию по преследованию сайта чеченских сепаратистов «Кавказ-центр». Его периодически взламывают, выгоняют из разных стран, а он живее всех живых. Меняет прописку, место расположения штаб-квартиры и продолжает вести свою пропаганду. Кроме того, любой специалист в области ИТ-технологий может дать сразу несколько способов обойти все возможные запреты. Другое дело, что миллионам обычных пользователей Сети в России в случае принятия каких-либо законов в этой области придется жить «под колпаком». А ну как притянут за «клубничку» к ответу и срок дадут?..
Сергей КУЛИКОВ
Трибуна
30 АПРЕЛЯ, 2005 ГОДА
***