Агафья. Агафья-поминальница, заступница, коровница. День святой мученицы Агафьи народная Русь называла «поминальницей», так как в этот день поминаются отошедшие в иной мир отцы, праотцы, деды, прадеды. Считали Агафью также заступницей от пожара, и в день ее памяти освящали хлеб с солью, который хранился в домах как надежнейшее средство от огня.

Во время пожара бросали этот хлеб с солью в огонь или в сторону, в поле, чтобы огонь туда ушел.

Есть такое поверье, что на этот день пробегает по селам заморенная коровья смерть, болеют коровы, тогда говорили: «На Агафью коровья смерть ходит». А «коровья смерть» являлась людям в виде старой, отвратительной женщины, а руки у нее «с граблями». Как заберется эта гостья, то переморит всех коров, изведет все племя до конца. И только одно опахиванье, совершенное с таинственным обрядом, как бы изгоняло коровью смерть.

И еще было одно поверье: чтобы не пускать «коровью смерть» во двор и предохранить коров от падежа, крестьяне хлевы убирают старыми лаптями, пропитанными дегтем, от которых она бежит без оглядки. Считали, что «Агафья коров оберегает от болезней» и просили: «Агафья-коровница, береги коров», так как «Крестьянин скотинкой жив», «Корова на дворе — харч на столе», «Сметану любить — коровку кормить», «С маслом да со сметаной бабушкин лапоть съешь». Берег крестьянин свою «животину», говорили: «Корову палкой бить — молока не пить», «Корова в тепле — молоко на столе», а «Корова без клички — мясо». В этот день особую заботу проявляли телятницы о благополучном исходе отела коров.

*