Празднование российской победы бередит старые раны в Европе ("The Guardian")
В то время как президент Владимир Путин готовится к крупнейшему мероприятию своего пятилетнего правления, Москва и ее бывшие сателлиты в Восточной Европе обмениваются злыми упреками по поводу исторических событий, годовщину которых они собираются отмечать.
60-летие победы над фашизмом омрачено бойкотами и горечью
Большинство лидеров Центральной и Восточной Европы должны присоединиться к президенту Джорджу Бушу, Тони Блэру, канцлеру Германии Герхарду Шредеру и главам более 50 государств и правительств в Москве в мае, когда Путин будет проводить церемонии в память о звездном часе России – победе над фашистской Германией, одержанной 60 лет назад.
Однако представители Восточной Европы, отправляющиеся в Москву, испытывают тревогу и даже антипатию. В конце концов, сталинское «освобождение» пространства между Россией и Германией было такой же жестокой оккупацией, разделившей Европу на 45 лет холодной войны.
Польша, которую оккупировали и делили Третий рейх и российская армия, видевшая, как сталинские палачи истребляют ее военную и интеллектуальную элиту, очень неоднозначно относится к участию в торжествах на Красной площади. Страны Балтии, сначала оккупированные Сталиным, потом Гитлером и аннексированные Советским Союзом в конце войны, разошлись во мнениях, и два президента из трех бойкотируют церемонии.
Президент Украины Виктор Ющенко никак не решит, ехать ли в Москву.
Кремль, объявивший события 60-летней давности самой яркой страницей мрачной российской истории XX века не готов извиняться за страдания, которые имперское правление несло Центральной Европе на протяжении двух поколений.
«Есть Россия с ее гордостью и пониманием истории, а есть Центральная Европа, которая становится более или менее изолированной, остается наедине с совсем иной историей, – заявил Януш Рейтер, бывший посол Польши в Германии, глава варшавского Центра международных отношений. – Проблема в том, что эта история не просто избирательна, она уничтожает наиболее значимые фрагменты российской истории».
Литву, по словам бывшего президента страны Витаутаса Ландсбергиса, приглашают в Москву «праздновать ее захват».
«В отличие от Германии, Россия так и не признала, что несет ответственность за войну и братские могилы невинно убиенных», – писал он в марте.
Такие высказывания вызывают возмущение в Москве, так как 27 млн советских граждан погибло в борьбе с фашизмом.
Страны Балтии пытаются поставить знак равенства между сталинским СССР и гитлеровской Германией, заявил советник Путина по российскому телевидению. «Конечно, мы не можем согласиться с этими богохульными попытками переписать историю», – подчеркнул Сергей Ястржембский.
Провокации
Горечь усилилась в последние недели, благодаря заявлениям, звучащим в Москве, которые Рейтер называет преднамеренными провокациями.
Путин откровенно атаковал президента Польши Александра Квасьневского. Российский МИД выступил с заявлением по поводу Ялтинской конференции союзников в феврале 1945 года, в котором говорится, что Польша должна быть «благодарна» за договор, разделивший Европу и воздвигший железный занавес.
В Польше Ялту считают местом, где похоронили послевоенный суверенитет и независимость этой страны. Россия заявила, что для поляков «жалобы по поводу Ялты являются непростительным грехом».
Еще печальнее то, что российские власти закрыли длившееся 14 лет расследование бойни в Катыни в 1940 году, когда сталинская тайная полиция убила 21768 польских офицеров, интеллектуальных лидеров и представителей духовенства.
В годы холодной войны Кремль возлагал вину за их убийство на нацистов.
Поляки начали собственное расследование событий, которые они называют военным преступлением и актом геноцида. Они требуют от России передачи архивных документов. Россия отказывает, заявляя, что многие из этих документов секретны. Катынь, добавляют ее представители, нельзя считать военным преступлением, так как Советский Союз не был в состоянии войны с Польшей.
В марте польский парламент заявил: «Только обнародование всей правды об этом преступлении и осуждение преступников может залечить раны и привести к установлению хороших отношений между Польшей и Российской Федерацией».
Убийство в Катыни произошло после заключения договора о ненападении между Гитлером и Сталиным в августе 1939 года, за месяц до начала нацистского вторжения в Польшу. Секретные приложения к договору касались раздела Центральной Европы между Берлином и Москвой. После вторжения Гитлера Сталин захватил восточную Польшу, а через девять месяцев – страны Балтии.
Кремль так и не денонсировал пакт Молотова-Риббентропа, названный по именам советского и нацистского министров иностранных дел. В преддверии московских торжеств 9 мая Россия продолжает говорить, что она не воевала с Польшей и не оккупировала Балтию, а «освободила» их.
На фоне этих разногласий по поводу прошлого президенты Литвы и Эстонии отказываются ехать в Москву.
Ландсбергис предупредил, что мировые лидеры, собравшись в мае в Москве, могут «придать легитимность советским военным преступлениям».
Квасьневский едет в Москву, несмотря на сомнения и атаки со стороны России, которые, по мнению польских аналитиков, направлены на то, чтобы вынудить Польшу к бойкоту и дискредитировать самую большую страну среди новых членов ЕС.
Известный польский аналитик Ежи Осятински считает, что Квасьневский должен ехать, но лишь в том случае, «если в Москве ему дадут возможность высказаться».
Парад «Победа-60» касается не столько прошлого, сколько будущего. После ряда внешнеполитических промахов Путин стремится поднять свой престиж, выпячивая статус России как сверхдержавы и спасительницы Европы.
В Восточной Европе опасаются, что Брюссель, Берлин и Париж могут пойти на поводу у Путина, игнорируя их печали, опасения и подозрения, связанные с путинской Россией.
«Речь идет о том, как используется история, о политизации исторических событий, – заявил Рейтер. – Путин пытается модернизировать советскую мифологию, приспособив ее к нынешним нуждам России. Это приводит к стычкам с нами и Балтией. Это показывает пропасть, разделяющую Западную и Центральную Европу, разрыв между «реалистичной политикой» и нравственной составляющей. Приоритет Берлина и Парижа – не огорчать Путина».
Триумф Сталина на восточном фронте 60 лет назад превратил СССР в сверхдержаву. Но он стал катастрофой для стран Центральной и Восточной Европы, обреченных следующие 45 лет жить за железным занавесом под руководством кремлевских комиссаров.
Парады, запланированные в Москве, затрудняют, а не облегчают примирение между правителями и подданными в бывшем Советском блоке.
«Не надо стыдить и обвинять русских, – сказал Осятински. – Но оценивать историю надо честно».
The Guardian Иан Трейнор
14:50 29 апреля
Переведено 29 апреля 2005
InoPressa.ru
*