Для плохих вузов наступили плохие времена. От них будут без лишнего шума избавляться. Об этом прямо, без всяких намеков и экивоков, сообщила заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Елена Геворкян.

Служба проверила качество преподавания экономики, права и менеджмента в высших учебных заведениях Ставропольского края, Астраханской, Самарской, Тюменской областей. В двух десятках случаев пришлось приостановить действие лицензий. Окончательно закрыть вуз с низким качеством образования может только суд, но это, как говорится, дело техники. Если обнаруженные нарушения и несоответствия государственным стандартам не будут исправлены в указанные сроки, проштрафившимся вряд ли удастся избежать крайней меры. И тогда уже им самим придется решать, что делать со студентами и преподавателями. Надеяться, что действия проверяющих — не более чем кампания, не стоит. Контроль качества высшего образования — это всерьез и надолго, заверила Елена Николаевна. Наряду с плановыми проверками (раз в 5 лет), связанными с аккредитацией и лицензированием,теперь широко пойдут и внеплановые. Это когда под прицелом службы по надзору оказываются государственные и негосударственные учебные заведения региона. Кстати, главы субъектов Федерации обеими руками голосуют за такие проверки: уже поступили заявки от губернаторов Мурманской, Псковской областей, Ханты-Мансийского автономного округа.

С будущего года правила государственной аккредитации и лицензирования вузов станут значительно жестче. Базовое учебное заведение и его филиалы будут рассматриваться не как самостоятельные структуры, а как единый комплекс. Это, кстати, даст возможность и самому вузу решать судьбу филиалов, если вдруг качество образования окажется в них не на высоте. Принципиальное новшество: к оценке учебных заведений, помимо экспертов со стороны, привлекут представителей студенчества. А поскольку итоги проверок собираются сделать максимально прозрачными, молодые люди сами убедятся, с каким учебным заведением связали свою жизнь: подлинной alma mater, заботящейся об их профессиональной состоятельности, или корыстной мачехой, стремящейся лишь поживиться за чужой счет. К слову: сейчас 60 процентов российских высших школ называют себя университетами, хотя некоторые по уровню преподавания едва тянут на среднее специальное заведение.

Качество знаний студентов именно в области экономики, менеджмента и права исследовали не случайно. В беседе с корреспондентом «Труда» проректор Высшей школы экономики Лев Любимов сказал, что с изучением этих предметов в нашей высшей школе — «настоящая вакханалия». По убеждению Льва Львовича, в экономике может быть только одна специальность — экономист. Несмотря на это, в России готовят студентов по 150 (!) экономическим специальностям. То же с менеджментом. Сельскохозяйственные институты в последнее время взялись выпускать «менеджеров по коневодству», «менеджеров по овцеводству»… Но менеджер — профессия широкого профиля. Ее обладатель без труда разберется и в овцах, и в конях, в строительстве и общепите. Так что 1,5 тысячи программ по экономике и менеджменту — просто широкомасштабный обман студентов. Чтобы молодежь на него не попадалась, все вузовские учебные программы и планы, равно как и результаты проверки качества образования, по мнению Льва Любимова, должны быть вывешены на сайтах в Интернете. Тогда, как образно выразился Лев Львович, «тонированные стекла уйдут из нашего образования».

В стране давно пора создать систему общественной оценки высших учебных заведений, считает заместитель директора департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Федор Дудырев. Составление рейтингов вузов можно было бы поручить представителям работодателей, независимым зарубежным экспертам, студенчеству. Одним из главных критериев качества образования, по словам Федора Феликсовича, должен стать карьерный рост, оплата труда выпускников. Примером образцового (именно с этой точки зрения) вуза может служить Томский государственный политехнический университет. Его питомцы пользуются большим спросом на российских и зарубежных предприятиях. Вуз давно контактирует с мировым инженерным сообществом и отнюдь не жалуется на финансирование: 700 миллионов рублей в год получает из бюджета плюс еще 700 миллионов в него ежегодно вкладывают инвесторы.

Кстати, о деньгах. В образовании ситуация с ними уже далеко не так безнадежна, как по инерции продолжают думать многие. Как заявил Федор Дудырев, государственные вливания в российскую школу, в том числе и высшую, будут нарастать. «Никто не собирается вывести сферу образования из-под бюджетного финансирования. Речь идет о другом — осязаемой эффективности вложения средств».

Однако добиться эффективности не так просто. Большая проблема — качество профессорско-преподавательского корпуса. Кадры, еще недавно составлявшие цвет отечественного высшего образования, по сути, истаяли, не оставив достойной смены. Как не без горькой иронии заметил проректор Санкт-Петербургского государственного технического университета Владимир Козлов, сегодня в педагогическом сообществе дискутируется тема: на сколько лет еще хватит преподавательского ресурса в высшей школе? По оценкам оптимистов — на 7 лет, пессимистов — всего на 3 года.

«Труд» №76 (24758), 29.04.05

*