Терпящая финансовый крах британская автомобилестроительная компания MG Rover может быть куплена российскими бизнесменами. Новым владельцем Rover может стать компания «Руспромавто» Олега Дерипаски.

В самом «Руспромавто» пока не рассматривали покупку MG Rover. Как заявил заместитель председателя совета директоров ОАО «Руспромавто» Александр Юшкевич, важно, чтобы для российской компании такое приобретение вписывалось в стратегию его развития. По его мнению, теоретически этот актив очень привлекателен. «MG Rover обладает рядом интересных моделей: 35-я, 45-я, 75-я — в России их гораздо больше, чем, скажем, итальянских Fiat. В пользу MG Rover также сильный инженерный центр и заявленная поддержка государства», — заявил Юшкевич.

Однако, какие бы то ни было решения, потенциальные инвесторы смогут принять лишь после оценки компании-банкрота, на что может уйти около года.

Идея приобретения Rover россиянами оказалась не столь уж невероятной. ГАЗЕТА.GZT.RU поинтересовалась у российских бизнесменов, кому может быть интересен автопроизводитель из Великобритании. Большинство опрошенных не высказали особого интереса к MG Rover, однако член совета директоров «Альфа-Банка» Александр Гафин посоветовал обратиться к олигархам, которые имеют отношение к автомобильной отрасли. «Rover — интересная марка и стоит сейчас совсем недорого. Она, к примеру, вполне может быть интересна Олегу Дерипаске, который контролирует Горьковский завод», — заявил банкир.

Однако пока ни один аналитик не берет на себя смелость оценить стоимость обанкротившейся английской компании и степень связанных с ее покупкой рисков. По словам Александра Юшкевича, многое будет зависеть от целого ряда факторов.

«Будет ли компания продаваться со всеми ее обязательствами или произойдет разделение на отдельные активы? — задается вопросом Юшкевич. — Насколько велико окажется в конечном итоге бремя долгов MG Rover? Останется ли на предприятии действующая команда менеджеров и конструкторов или уйдет?» Для ответов на эти и другие вопросы у инвестиционных банков и юридических фирм может уйти около года, полагает топ-менеджер компании Дерипаски.

Между тем, прецеденты крупных покупок россиян в мировой автоиндустрии и смежных с ней отраслях уже есть. Так, в июле прошлого года сын известного российского банкира, 23-летний Николай Смоленский, купил в британском Блэкпуле компанию по выпуску спортивных автомобилей TVR. По неофициальной информации, завод мог стоить ему до 50 млн долларов.

Но более значимой сделкой стала покупка в конце 2003 года российской «Северсталью»», принадлежащей Алексею Мордашову (занимает 7-ю строчку в рейтинге самых богатых людей России с 5,1 млрд долларов), старейшего производителя автомобильного листа в США — детройтской компании Rouge Industries — за 280 млн долларов.

По словам председателя совета директоров Severstal North America Вадима Махова, основными целями этого приобретения было получение современных технологий и выход на основного потребителя сталелитейной продукции — рынок Соединенных Штатов. Схожие мотивы, только уже в отношении автомобильных технологий и европейского рынка, могут подвигнуть потенциальных российских инвесторов и к покупке MG Rover.

Отметим, до сих пор вложения наших соотечественников в Британии известны в основном по клубу Chelsy, принадлежащего самому богатому россиянину Роману Абрамовичу (14,7 млрд долларов по версии журнала Forbes). Но футбольный клуб ассоциируется скорее с дорогой игрушкой, нежели с инвестициями в бизнес. Покупка же MG Rover могла бы иметь куда больший резонанс в деловых кругах Запада.

Как Rover стал банкротом

Последний британский автопроизводитель MG Rover балансирует на грани банкротства в течение последних 20 лет. За это время его статус национального производителя не раз менялся. В 1984 году контроль над компанией получила японская Honda, но союз этот продлился недолго. Дорогие английские машины не пользовались высоким спросом — потребители предпочитали более дешевые аналогичные модели самой Honda.

В 1988 году Rover Group была продана компании British Aerospace. Ничего принципиально нового этот владелец предложить не сумел — он только удерживал модельный ряд, созданный Honda. В начале 1994 года Rover Group была передана немецкому автопроизводителю — компании BMW. Немцы владели Rover Group с 1994 по 2000 год, но им также не удалось вывести Rover из кризиса. Вложив в MG более 1 млрд долларов и разработав почти все последние модели, BMW ушла с туманного Альбиона, пишет ГАЗЕТА.GZT.RU.

Ветерана национального автопрома спасла от закрытия группа английских бизнесменов во главе с президентом инвесткомпании Phoenix Venture Holdings Джоном Тауэрсом. Сумма сделки с BMW составила символические 10 фунтов. Чтобы хоть как-то покрыть убытки от MG Rover, подразделение BMW по производству внедорожников Land Rover было продано Ford, а права на марку маленьких городских машин Mini остались у BMW.

Новое руководство MG Rover так и не сумело предложить рынку ни одной принципиально новой модели. В настоящее время продажи Rover сократились в три раза — с 355 до 113 тыс. машин в год, доля компании на европейском рынке составляет менее 1%, а убытки в 2003 году составили 127 млн. евро. По оценкам экспертов, выручка MG Rover в 2004 году могла составить примерно 1,7 млрд долларов.

В последние месяцы MG Rover вела переговоры с китайской компанией Shanghai Automotive Industry Corp. (SAIC). Предполагалось, что китайцы заплатят за 70% MG Rover SAIC 1,44 млрд долларов. Из них почти 800 млн долларов должно было пойти на погашение старых долгов перед BMW. Стороны также обсуждали возможность погашения пенсионных обязательств MG Rover перед сотрудниками компании в размере 750 млн долларов. Но после оценки всех «за» и «против» SAIC отказалась от сделки.

Эксперты полагают, что судьба MG Rover практически предрешена: завод ждет закрытие, а его активы, скорее всего, будут распроданы по частям. 6 тысяч рабочих на заводе MG Rover в Лонгбридже на этой неделе уже получили уведомления об увольнении. Та же участь ждет и около 20 тыс. работников смежных предприятий.

www.newsru.com

*