Аэробус А380, крупнейший пассажирский самолет в мире, успешно завершил свой первый полет. Проведя в воздухе почти четыре часа, белый гигант с синим хвостом приземлился в аэропорту под Тулузой под аплодисменты 40 тысяч зрителей. «Первый полет был очень успешным и мы наслаждались каждой минутой, проведенной в воздухе, — заявил Клод Лелаи, один из шести пилотов, управлявших машиной. — Конечно, еще многое предостоит сделать, но после первого полета мы чувствуем, какой огромный потенциал у этой потрясающей машины». >>>

«Белуга» в небесах До того, как вчера в небо впервые поднялся крупнейший пассажирский самолет Airbus A380, небо опробовал крупнейший в мире грузовой самолет — Airbus A300-600ST «Белуга». >>>

Шаттл «Дискавери» останется на земле до июля Аэрокосмическое агентство США (НАСА) заявило, что запуск шаттла «Дискавери» произойдет не раньше июля. Двухмесячная задержка вызвана решением специалистов о том, что переоборудование топливного бака корабля — именно с него началась трагедия рухнувшей на землю «Колумбии»- еще не завершено. >>>

______________________________

Последний круг авиалайнер медленно совершил на высоте 100 метров над аэродромом и приземлился, на удивление тихо, с зажженными огнями. В Париже министры, наблюдавшие за полетом по телевидению, разразились аплодисментами.

Президент Франции Жак Ширак назвал новый самолет «круизной яхтой небес» и заявил, что запуск А380 представляет собой «огромный успех промышленного сотрудничества стран Европы».

Этим полетом была окончена сорокалетняя эра господства «Боинга-747» — до последнего времени самого крупного авиалайнера в мире.

«Конечно, еще многое

предостоит сделать, но

после первого полета

мы чувствуем, какой

огромный потенциал

у этой потрясающей

машины.»

Клод Лелаи, пилот

А380 — главная надежда европейских авиастроителей на покорение рынка пассажирских лайнеров. Создание машины обошлось в 12 миллиардов евро и заняло больше десятилетия. Но руководство Airbus полагает, что увеличение объемов перевозок между крупными аэропортами оправдает закупку этих машин даже при том, что для их использования необходима модификация пассажирских отсеков в аэропортах.

Опытный образец А380, нагруженный 20 тоннами измерительной аппаратуры для фиксирования более чем 150 тысяч параметров полета, оторвался от земли и приземлился на взлетно-посадочной полосе номер 32, иначе называемой «Конкорд». Многие из съехавшихся в аэропорт Бланьяк энтузиастов сравнивали этот полет с первым испытанием «Конкорда» в 1969 году.

Несколько менее предсказуемым будет следующий этап испытаний, когда пилоты начнут эксплуатировать самолет с предельными нагрузками. В 1994 году при имитации полета с пожаром в одном из двигателей на землю рухнул прототип аэробуса A330.

Испытания планируют завершить примерно через год, и вскоре после этого европейские авиастроители доставят первый самолет клиентам — компании Singapore Airlines. К настоящему моменту у Airbus есть заказы или предварительные договоренности о поставке 154 таких самолетов в 15 авиакомпаний.

Чей подход вернее?

Полет А380 завершает 40-летнюю

эру господства «Боингов» на рынке

суперлайнеров

Между тем, эксперты в области авиаперевозок продолжают спорить о том, насколько успешной может оказаться стратегия Airbus, сделавшей упор на создании сверхвместительных самолетов. Удастся ли оправдать 12-миллиардные вложения в проект по созданию A380 — с уверенностью об этом не может сказать никто.

Руководство европейского концерна Airbus считает, что дорогостоящий проект востребован в связи с возрастающим спросом на более дешевые билеты на авиарейсы между крупными городами мира.

Конкуренты Airbus — американская корпорация Boeing — считают, что наиболее продаваемыми будут не гигантские самолеты, ради которых аэропортам придется менять расположение пассажирских отсеков, а лайнеры более мобильные, хоть и менее вместительные. Главные надежды Boeing возлагает на выводимый на рынок в 2007 году Боинг-787 с кодовым обозначением Dreamliner.

Технические характеристики A380
Длина: 73 м
Размах крыльев: 79,8 м
Высота: 24,1 м
Типичная вместимость: 555 пассажиров
Mаксимальная вместимость: 840 пассажиров
Двигатели: 4
Крейсерская скорость: 900 км/ч

Американцы считают, что небольшие региональные аэропорты, чье влияние в пассажирских перевозках многих стран растет с каждым годом, будут главными покупателями 787-х, которые смогут принимать на борт до 257 пассажиров. «Ассошиэйтед пресс» сообщает, что к настоящему моменту у Boeing есть заказ на 32 таких самолета от компании Air Canada и на 50 — от индийского перевозчика Air India.

Пока что спор двух компаний ограничивается прогнозами, однако правительства США и стран ЕС обвиняют друг друга в нарушении международных торговых законов, ограничивающих бюджетные инвестиции в коммерческие проекты. В частности, Вашингтон требует, чтобы создание менее вместительного авиалайнера А350, который должен увидеть свет в 2010 году, не сопровождалось какими-либо правительственными субсидиями из европейских стран.

27 апреля 2005 г., 13:56 GMT 17:56 MCK

Би-би-си

***