В.В.Каданников Сопредседатель Высшего инженерного совета Российской Федерации Вице-президент Российской инженерной академии по Приволжскому федеральному округу. «Роль инженерного корпуса в решении актуальных задач социально-экономического развития территорий»

Уважаемые участники съезда!

Со времени первого съезда инженеров Поволжья прошло немногим более двух лет. Наш первый съезд выступил в поддержку курса на инновационное развитие экономики, основанное на расширении использования потенциала российского инженерного корпуса, науки и образования. Эта позиция съезда была продиктована озабоченностью в связи с теми рисками, которые представляет для развития отечественной экономики ее крен в сторону сырьевых отраслей. Данная позиция сегодня пользуется самым широким признанием в российском обществе. Можно сказать, что у нее нет противников. Но вместе с тем, если судить по реальным подвижкам, у нее пока недостаточно деятельных сторонников.

От съезда до съезда

Основные социально-экономические показатели развития отечественной экономики продолжают оставаться позитивными. При общем замедлении промышленного производства в 2004 году структура его роста улучшилась повышением совокупного вклада обрабатывающих отраслей (машиностроения, пищевой, легкой промышленности) с 40% до 50% в общий промышленный прирост. Наибольший рост имел место в машиностроении и металлообработке (на 11,7%), в химической и нефтехимической (на 7,4%) и в топливной промышленности (на 7,1%).

Если обрабатывающие отрасли в 2004 году сработали на подъем, то ТЭК, напротив, сработал на торможение: 6,9% в 2004 году против 9,3% в 2003-м. Прогнозы на будущее и вовсе не оптимистичны — порядка 5% в год. Из официальных объяснений этого явления следует, что в отраслях ТЭК не реализуются проекты развития, в частности сокращается эксплуатационное и разведочное бурение нефтяными компаниями.

Как бы то ни было, эти факты лишний раз подтверждают, что устойчивый рост нельзя обеспечить без развития отраслей высокого передела.

Активизировалась деятельность финансового сектора, хотя кредитование промышленности продолжает оставаться проблемой, которую крупные предприятия решают в основном с помощью международных займов. Вместе с тем ситуация с прямыми инвестициями не улучшается, несмотря на то, что суверенный кредитный рейтинг России повышен до инвестиционного теперь уже всеми ведущими рейтинговыми агентствами мира. В целом, начала проявляться тенденция к замедлению роста, которая подтверждает, что основания для озабоченности были обоснованными и сохраняются.

В целом ситуация в экономике на данный момент сложилась противоречивая. С одной стороны, Правительство озабочено сверхдоходами, получаемыми от сверхвысоких цен на нефть. С этой целью и для сглаживания влияния колебаний цен на нефть в 2004г. создан Стабилизационный фонд. С другой стороны, перерабатывающий сектор испытывает недостаток ресурсов для развития, а растущий из-за тех же сверхдоходов курс рубля работает на понижение конкурентоспособности отечественных предприятий.

В ближайшие годы начнет проявляться действие неблагоприятной демографической ситуации в стране. С 2006 года страна вступает в период сокращения численности населения трудоспособного возраста. Согласно расчетам, убыль трудоспособного населения составит 30 тыс. человек в 2006 году, 370 тыс. в 2007 году и 538 тыс. в 2008-м. При этом сокращается и иммиграция из стран дальнего и ближнего зарубежья, в 2004 году она составила всего 32,7 тыс. человек. Таким образом, российская экономика будет испытывать острый дефицит кадров, что не снимет проблему структурной безработицы — особенно в депрессивных зонах.

В начале XXI века мы стоим перед лицом новых вызовов, как в социально-экономической, так и в технологической сферах. В частности, факторы ограниченности природных ресурсов переходят из плоскости научной фантастики и умозрительных гипотез в плоскость практических долгосрочных и даже среднесрочных стратегий.

Рост объемов потребляемых в мире товаров и услуг может принести невосполнимый вред окружающей среде. Глобальный рост потребления происходит в темпе, который наша планета не выдерживает: об этом свидетельствуют загрязнение окружающей среды, исчезновение лесов, уничтожение природных ресурсов, деградация горизонтов грунтовых вод.

Эпоха общества потребления, породившая рыночную экономику XX века, подходит к своему завершению. Новый век требует новых подходов.

Социально-экономические вызовы XXI века и роль инженерного корпуса

Полувековая история глобализации свидетельствует об усилении неравномерности социально-экономического развития между странами и регионами. Сильные становятся сильнее, слабые слабеют. Разрыв в уровне потребления между бедными и богатыми увеличивается. Сейчас на США, Канаду и страны Западной Европы, где проживает чуть меньше 12% населения земного шара, приходится свыше 60% мирового частного потребления товаров и услуг.

Нельзя отрицать, что глобализация открывает всем странам доступ к новым товарам и услугам, а также содействует распространению новых технологий. Однако, все это служит слабым утешением той четверти населения планеты, которой приходится существовать на сумму менее 1 доллара в день. Общее число живущих в абсолютной бедности составляет 1,2 — 1,3 млрд. (около 20 миллионов из них — граждане нашей страны). Эти цифры были бы намного хуже, если бы Китай в ходе реформ, успешно осуществляемых с 1978 года, не вывел из состояния абсолютной бедности около 300 миллионов своих граждан. Это выдающееся достижение Китая не имеет аналогов в человеческой истории.

Международная конкуренция подвергает жестоким испытаниям страны, отстающие в технологическом развитии, и не все выдерживают эти испытания. В свете предстоящего вступления России в ВТО вопрос о путях наращивания конкурентоспособности отечественной экономики приобретает еще большую актуальность.

Исследования факторов конкурентоспособности в регионально-отраслевом разрезе выявили взаимозависимость двух составляющих микроэкономических основ конкурентоспособности.

Предприятие, работающее в регионе, предоставляющем лучшие ресурсы развития, имеет лучшие условия для снижения затрат и внедрения инноваций. Как следствие, предприятие расширяет производство и сбыт, увеличивая и свои доходы и платежи в бюджет. Соответственно правительство региона (или администрация города) может больше инвестировать в ресурсы развития: в научные исследования, подготовку кадров, инфраструктуру, здравоохранение, благоустройство города и т.д. Таким образом, процесс начинает поддерживать сам себя в цикле развития. При этом администрация, естественно, оказывается в положении регулятора данного цикла.

Конкурентоспособность отрасли и конкурентоспособность территории тесно взаимосвязаны. В нормальных условиях повышение одной из них работает на повышение другой — и наоборот.

Конечно, ведущих отраслей может быть несколько, и они в значительной степени используют те же ресурсы развития. Наличие нескольких ведущих отраслей сообщает большую устойчивость циклу развития. Но мы знаем, что в России вообще и в Поволжье в частности, список динамично развивающихся отраслей достаточно короткий. Поэтому и риски «сваливания» в режим торможения являются высокими.

Спад темпа роста опасен не столько сам по себе, сколько своей вероятной необратимостью. В силу закономерностей международной конкуренции однажды начавшееся торможение будет очень трудно переломить. Горе слабому. Именно этим обстоятельством и объясняется высокая неравномерность социально-экономического развития территорий. Экономисты исследуют межстрановые и внутристрановые (межрегиональные) неравномерности развития. За последние 50 лет особенно сильно проявились межстрановые неравномерности.

В 1960 году средний ВВП на душу населения в 20 богатейших странах был в 15 раз больше, чем в 20 беднейших. К 2004 году этот разрыв вырос вдвое, причем за счет обогащения богатых. В странах из двадцатки беднейших положение либо не изменилось, либо ухудшилось. Обширный регион Африки Субсахара превратился по сути в зону гуманитарной катастрофы. Средняя продолжительность жизни в некоторых странах региона не достигает 40 лет. Это притом, что в среднем продолжительность жизни на планете возрастает (с 46,5 лет в 1955г. до 65,2 в 2002г.). Другой крупный регион мира, где продолжительность жизни также сократилась (58 лет для мужчин) — это территория бывшего СССР.

Реально в каждом городе и населенном пункте складываются свои условия: свои ведущие отрасли, свои ресурсы развития, свой темп роста (или спада). Глобализация, открывая границы для перемещения товаров, финансов, а также и человеческих ресурсов, содействует процессам дифференциации стран и регионов по уровню экономического развития.

В правильно функционирующем цикле развития углубляется специализация ресурсов развития по ведущим отраслям. Устанавливаются более тесные отношения между поставщиками этих ресурсов и отраслями, что содействует укреплению тех и других и способствует привлечению новых экономических агентов. Данный процесс ведет к формированию территориально-отраслевых кластеров, все в большей степени берущих на себя роль локомотивов современной экономики.

Формирование территориально-отраслевых кластеров на базе ведущих отраслей региона стало своего рода защитной реакцией регионов на обострение международной конкуренции. Кластер представляет собой агломерацию ведущих предприятий, поставщиков комплектующих, услуг и материалов, а также связанных с данной отраслью структур, обеспечивающих ресурсы развития. По мере осознания роли кластеров в конкурентоспособности регионов правительства и региональные администрации во всем мире все шире проводят целенаправленную политику на выращивание и развитие кластеров, главным образом, посредством инвестиций в ресурсы развития.

Недоинвестирование в ресурсы развития снижает конкурентоспособность территории и, как следствие, конкурентоспособность отрасли. Лучшие кадры, финансы, а затем и бизнес начинают мигрировать в более привлекательные регионы и страны.

Инвестиции в ресурсы развития могут давать отдачу лишь в среднесрочной, а то и в долгосрочной перспективе. Такие проекты не являются привлекательными для частных инвестиций. Поэтому ресурсы развития — сфера влияния и ответственности государства.

Кластерный подход находит все большее применение при разработке региональных и национальных стратегий развития. В рамках этого подхода разработка стратегии начинается с инвентаризации существующего состояния микроэкономических основ конкурентоспособности — и отраслевой и территориальной составляющей. Этот анализ позволяет выявить слабые места и существующие проблемы и выстроить видение будущего состояния в форме четко поставленных общих целей для всех влиятельных и заинтересованных сторон — бизнеса, администрации и структур — носителей ресурсов развития. Для обеспечения взаимодействия в достижении общих целей эти стороны могут создавать стратегические партнерства — такая форма сотрудничества получает все большее распространение во многих странах.

Для прорыва недостаточно иметь «салат» из разрозненных стратегий предприятий и регионов. Необходимы стратегии развития территориальных экономических комплексов, которые увязывали бы стратегии городов и регионов со стратегиями ведущих отраслей и крупнейших компаний. Чтобы вывести территорию на курс устойчивого развития, необходимо согласование стратегий всех влиятельных и заинтересованных сторон.

В международной практике есть много примеров успешного применения кластерного подхода к повышению конкурентоспособности региона или страны.

В этой связи хочу проинформировать вас, что недавно имели место консультации между Минэкономразвития РФ и ОАО «АВТОВАЗ» по поводу возможного открытия проекта по проведению исследования конкурентоспособности российской экономики Центром стратегических разработок под научным руководством профессора Портера. ОАО «АВТОБАЗ» считает данный проект актуальным и своевременным и выразило готовность оказать ему поддержку. Нам представляется, что в силу высокой неоднородности размещения производительных сил по российской территории особое значение будут иметь результаты планируемого исследования в региональном разрезе. В частности, большой ценностью могли бы обладать выводы данного исследования, касающиеся Поволжского региона с учетом ведущей роли машиностроения в его экономике. В этой связи полагаем, что данный проект мог бы выиграть в случае привлечения Центром стратегических разработок к участию в проекте также и региональных центров компетенции. В частности, заслуживающие внимания наработки имеет Поволжское отделение Российской инженерной академии, которое в настоящее время продвигает инициативу Поволжского автомобильного кластера.

И, в заключение, еще раз о национальной стратегии социально-экономического развития. Пока мы видим только стратегию вывода сверхдоходов в Стабилизационный фонд — «на черный день». Такая вот стратегия «черного дня». А нужна стратегия развития. Ситуация напоминает популярную притчу о том, что лучше дать бедному: рыбу или удочку. Стабилизационный фонд — это такая вот «рыба». А нужны удочки — ведущие отрасли, которые позволили бы стране зарабатывать на жизнь независимо от конъюнктуры сырьевых рынков.

Технологические вызовы XXI века и роль инженерного корпуса

Существующие социально-экономические и технологические основы человеческой цивилизации приближают наш мир к ряду кризисов: энергетическому, продовольственному, демографическому, климатическому, экологическому и др. В этом списке проблемы энергетики занимают системообразующую позицию.

В XXI веке приблизится к завершению эпоха доминирования ископаемых топлив. Энергетика индустриальной эпохи будет замещаться постиндустриальной энергетикой, основанной преимущественно на возобновляемых источниках энергии. Нефть в качестве топлива практически уйдет со сцены уже в первой трети столетия. К середине столетия альтернативные источники энергии (возобновляемые + ядерная энергетика), будут покрывать до 30% энергопотребления мировой экономики — при возрастающем использовании водорода в качестве энергоносителя. В течение всей первой половины столетия ключевую роль в энергетике, как стационарной, так и мобильной, будет играть природный газ.

Роль инновационного локомотива постиндустриальной энергетики берет на себя мобильная энергетика, в первую очередь в автомобильной отрасли в силу присущей ей высокой восприимчивости к инновациям.

Таким образом, просматриваются два этапа энергетической революции XXI века.

Этап первый — освобождение от нефтяной зависимости, на первом этапе — стационарная энергетика, затем — мобильная.

Известные мировые запасы нефти и те, которые еще могут быть разведаны, не в состоянии покрыть стремительно растущего потребления. По мере их истощения они приближаются к пределу экономической целесообразности добычи. Мировая нефтяная индустрия находится еще на кривой роста, но уже подбирается к ее максимуму, после которого начнется спад мировой добычи из-за нарастания производственных издержек. По разным оценкам этот перелом произойдет в период от 2015-го до 2037 года. Взлет цен на нефтяных рынках отражает ожидания приближающегося кризиса.

При существующих темпах экспорта нефти российской экономике в ближайшие 10-15 лет, возможно, придется столкнуться с необходимостью импорта горючего для транспорта — если в стране не будет своевременно выстроена альтернативная мобильная энергетика — и в части транспортных средств и в части инфраструктуры заправки их топливом.

В отличие от ограниченных нефтяных, газовые месторождения России являются крупнейшими в мире. Поэтому альтернатива нефтепродуктам на первом этапе представляется очевидной — природный газ. Переход мобильной энергетики с нефтепродуктов на газ технологически подготовлен. Имеется не только набор необходимых технологий, но и практический опыт.

Преимущества газа в качестве моторного топлива — экологические, технологические и экономические — сегодня не надо доказывать, они широко известны. Однако, газификация автомобильного транспорта продвигается медленно, главным образом, из-за недостатка инвестиций в инфраструктуру заправки.

Для поставщиков любого нового моторного топлива, будь то газ или водород, инвестиции в развертывание сети заправок невыгодны, пока нет достаточного количества потребителей. С другой стороны для потребителя переход на новый вид топлива нежелателен до тех пор, пока нет достаточного количества заправок на маршрутах его движения.

Кто сделает первый шаг? Это простой, но характерный пример т.н. дилеммы «курица — яйцо», которую рыночные механизмы сами решить не в состоянии.

Решение может быть найдено на основе согласования стратегий и партнерства в их реализации, если, например, правительство (администрация) выступит в качестве заказчика и партнера в крупном проекте перевода муниципального транспорта на новый вид топлива. Такой проект может сыграть роль катализатора и открыть дорогу рыночным силам. Именно таким образом правительства развитых стран в партнерстве с нефтяными и автомобильными компаниями в настоящее время уже пробивают дорогу рынку водородных технологий.

России нужна программа замещения нефтепродуктов в мобильной энергетике инновационными топливными продуктами на основе натурального газа с постепенным переходом к водородной энергетике. Исходя из худшего сценария развития событий, срок для реализации первого этапа этой программы — перехода к массовому использованию автомобилей на газе — не превышает 10 лет.

Этап второй — перевод стационарной и мобильной энергетики на системы энергообеспечения, свободные от эмиссии двуокиси углерода в атмосферу. Предполагается, что первичными источниками будут возобновляемые источники и ядерная энергия, а основным энергоносителем — водород. Инженерная мысль в ведущих странах мира уже сегодня находится в поиске экономически целесообразных сценариев перехода к водородной энергетике.

Данное направление в настоящее время широким фронтом разрабатывается в США, странах ЕС и Японии, реализующих долгосрочные стратегии перехода к водородной энергетике с целью, во-первых, ослабления зависимости экономики от жидких углеводородных топлив и, во-вторых, снижения эмиссии двуокиси углерода в атмосферу. Учитывая огромный мультипликационный эффект энергетической и автомобильной отраслей, речь идет о гигантских рынках новых технологий, продуктов и услуг. Поэтому, хотя значимый экономический эффект от собственно водородной энергетики ожидается не ранее 2030-40гг., тем не менее уже сейчас фактически идет острая борьба за новые формирующиеся рынки. Не случайно инновационными локомотивами водородных программ выступают такие ведущие автомобильные концерны мира, а также глобальные нефтяные компании — при крупномасштабной финансовой поддержке со стороны правительств.

По мере формирования новых рынков не заставят себя ждать новые международные протоколы и стандарты с повышенными требованиями к экологической чистоте мобильной и малой энергетики, направленные на вытеснение отставших конкурентов с рынков. Такую конкуренцию правила ВТО не ограничивают. Борьба за выживание достигнет небывалой остроты. Страны, своевременно не включившиеся в эту гонку, рискуют оказаться на обочине мировой экономики.

Гонка за лидерство на еще не открытых энергетических рынках по своей остроте напоминает технологическое соперничество между США и СССР, развернувшееся после второй мировой войны. К сожалению, на этот раз наша страна пока находится на скамейке запасных.

В Российской Федерации имеются хорошие заделы по фундаментальным и прикладным исследованиям в области водородной энергетики. История таких исследований в СССР восходит к концу 70-х годов прошлого века, когда, в частности, были проведены исследования работы автомобильных двигателей на водороде и бензоводородной смеси. В последующем эти работы, к сожалению, были свернуты. Только в 1999 году АВТОВАЗ по своей инициативе вернулся к данному направлению, что позволило также вернуть к жизни новые технологии, разработанные в рамках проекта многоразового космического корабля «Буран». Мы также нашли применение другим передовым разработкам ряда ведущих российских научных центров. На сегодняшний день данный проект неплохо продвинулся.

Созданный в рамках этой программы научно-технический задел мог бы стать хорошей основой для развертывания национальной программы водородной энергетики. Мы направили наши предложения в Федеральное агентство по науке и инновациям. Надеемся на поддержку.

Повышать роль инженерного корпуса через развитие общественных

организации инженеров

В течение двух лет, прошедших после Первого съезда инженеров Поволжья, процесс консолидации инженеров России продолжался. Произошел ряд событий, способствовавших доведению позиции инженерного сообщества до широкой общественности и органов власти. В ноябре 2003 года прошел Съезд инженеров России. Он назвал в числе главных задач, стоящих перед 10-миллионным инженерным сообществом, создание организации, которая будет выражать его интересы, отстаивать в государственной политике приоритеты научно-технического развития.

Наказ съезда выполнен в форме создания 1 февраля 2005г. Высшего инженерного совета Российской Федерации. Учредителями Совета выступили ОАО «АВТОВАЗ», Российская инженерная академия, Торгово-промышленная палата, национальный комитет «Интеллектуальные ресурсы России» и другие авторитетные организации.

Миссия Высшего инженерного совета состоит в его мобилизующей роли на решение стратегических задач, стоящих перед страной, в организации эффективного взаимодействия между научно-технической интеллигенцией, предпринимательским сообществом и органами власти, в повышении роли и статуса инженерного корпуса, возрождении и приумножении интеллектуального потенциала страны.

На нашем съезде хотелось бы услышать предложения по направлениям работы Высшего инженерного совета, о целесообразности создания его региональных структур. Вместе с тем не хотелось бы, чтобы образовалась еще одна структура, декларирующая время от времени благие пожелания, но не имеющая воли и механизмов для их реализации. Надо нам вместе подумать, как повысить эффективность наших общественных организаций.

Надеюсь на нашу общую плодотворную работу в рамках данного съезда.

Благодарю за внимание.

*