Во Франции совершил свой первый испытательный полет супервместительный авиалайнер A380 — главная надежда европейских авиастроителей на победу в борьбе за рынок. Двухэтажный суперлайнер рассчитан на рекордные 555 пассажирских мест. Команда из шести пилотов прошла по летному полю в Благнаке, близ Тулузы, еще рано утром. Одетые в оранжевые комбинезоны пилоты забрались в кабину для последних приготовлений. Первый полет суперлайнера занял большую часть дня — A380 облетал регион и сообщал на землю данные о полете. Разработчиков интересовали 150 тысяч различных параметров, за которыми следила гора аппаратуры общим весом в 20 тонн.

За первым полетом наблюдали около 50 тысяч зрителей, съехавшихся в Тулузу за последние дни. Энтузиасты авиационного дела называют пробный запуск крупнейшим событием с момента тестового полета «Конкорда» в 1969 году.

Технические характеристики A380
Длина: 73 м
Размах крыльев: 79,8 м
Высота: 24,1 м
Типичная вместимость: 555 пассажиров
Mаксимальная вместимость: 840 пассажиров
Двигатели: 4
Крейсерская скорость: 900 км/ч

Специалисты подчеркивают, что риск каких-либо нештатных ситуаций крайне невелик, так как поведение машины в нормальных условиях было просчитано в ходе многочисленных испытаний в аэродинамической трубе.

Несколько менее предсказуемым будет следующий этап испытаний, когда пилоты начнут эксплуатировать самолет с предельными нагрузками. В 1994 году, при имитации полета с пожаром в одном из двигателей на землю рухнул прототип аэробуса A330.

Испытания планируют завершить примерно через год, и вскоре после этого европейские авиастроители доставят первый самолет клиентам — компании Singapore Airlines. К настоящему моменту у Airbus есть заказы или предварительные договоренности о поставке 154 таких самолетов в 15 авиакомпаний.

Чей подход вернее?

Между тем, эксперты в области авиаперевозок продолжают спорить о том, насколько успешной может оказаться стратегия Airbus, сделавшей упор на создании сверхвместительных самолетов. Удастся ли оправдать 12-миллиардные вложения в проект по созданию A380 — с уверенностью об этом не может сказать никто.

Руководство европейского концерна Airbus считает, что дорогостоящий проект востребован в связи с возрастающим спросом на более дешевые билеты на авиарейсы между крупными городами мира.

Конкуренты Airbus — американская корпорация Boeing — считают, что наиболее продаваемыми будут не гигантские самолеты, ради которых аэропортам придется менять расположение пассажирских отсеков, а лайнеры более мобильные, хоть и менее вместительные. Главные надежды Boeing возлагает на выводимый на рынок в 2007 году Боинг-787 с кодовым обозначением Dreamliner.

 В салоне первого класса нового суперлайнера

Американцы считают, что небольшие региональные аэропорты, чье влияние в пассажирских перевозках многих стран растет с каждым годом, будут главными покупателями 787-х, которые смогут принимать на борт до 257 пассажиров. «Ассошиэйтед пресс» сообщает, что к настоящему моменту у Boeing есть заказ на 32 таких самолета от компании Air Canada и на 50 — от индийского перевозчика Air India.

Пока что спор двух компаний ограничивается прогнозами, однако правительства США и стран ЕС обвиняют друг друга в нарушении международных торговых законов, ограничивающих бюджетные инвестиции в коммерческие проекты. В частности, Вашингтон требует, чтобы создание менее вместительного авиалайнера А350, который должен увидеть свет в 2010 году, не сопровождалось какими-либо правительственными субсидиями из европейских стран.

27 апреля 2005 г., 08:29 GMT 12:29 MCK

(Обновлено 17.57)

Би-би-си

***