С 1 апреля все российские фармацевтические предприятия должны были перейти на организацию производства и контроль качества лекарств в соответствии с требованиями международных правил GMP. Однако сертификацию прошли далеко не все заводы. Чтобы получить заветный сертификат GMP, надо закупить современное оборудование, т. е. вложить немало денег. Те же, кто смог своими силами модернизировать производство и стать своего рода флагманом отечественной фарминдустрии, справедливо могли бы рассчитывать на поддержку со стороны государства, как это делается во всех развитых странах.

Госзаказ на обеспечение льготников лекарствами, на который так рассчитывали отечественные фармпроизводители и который должен был обеспечить существенные финансовые вливания в отрасль, не оправдал их надежд. Дистрибьюторские компании, вопреки 122-му закону, продолжают активно закупать для льготников не только редкие, но и массовые препараты иностранного производства. Хотя в третьей статье вступившего в силу с 1 января этого года закона о монетизации льгот четко сказано: «Не допускается приобретение при выполнении государственного контракта продукции иностранного производства, за исключением случаев, когда производство аналогичных видов продукции в Российской Федерации невозможно или экономически нецелесообразно». Иными словами, это означает, что приоритет должен отдаваться нашим лекарствам, а не импортным. На самом деле в жизни все происходит не совсем так: из 2500 средств в списке для льготников – львиная доля медикаментов иностранных производителей. И даже вновь добавленные в список – стопроцентно зарубежные. Причем это не только оригинальные препараты для лечения онкологических, гематологических, сердечно-сосудистых и других заболеваний. Добрую половину импорта составляют так называемые дженерики – копии оригинальных препаратов, которые содержат то же активное вещество. В перечне средств, которые врачи могут выписывать льготникам, есть индийский «Азитрал», венгерский «Кавинтон», польский «Клемастин» и даже украинский «Дротаверин». Хотя все эти лекарства выпускаются и в России – только под другими торговыми названиями.

По мнению экспертов фармацевтического рынка, закупать дженерики за границей для обеспечения льготной программы компании-дистрибьюторы не имеют права, таким образом, они нарушают российское законодательство. При одинаковых качестве и лечебных свойствах импортные препараты по определению будут дороже – из-за дополнительных расходов на таможенные пошлины и другие платежи. Приведем лишь несколько примеров. Немецкий препарат «Норваск» и российский «Норвадин» содержат одно и то же активное вещество – амлодипин. Но при этом первый стоит 320 руб., а второй – 130 руб. Препарат «Панзинорм», произведенный в Словении, стоит 99 руб., а наш «Панзим Форте» – всего 20 руб. Российский «Винпоцетин-АКОС» стоит 27 руб., а венгерский «Кавинтон» – 135,22 руб., наш «Герпевир» стоит 16 руб., а английский «Зовиракс» – 191,37 руб.

Конечно, при желании можно найти какие-то более-менее разумные аргументы в пользу закупки немецких, швейцарских или бельгийских лекарств. Но когда тратятся немалые деньги на закупки дженериков, произведенных в Индии, Украине, Турции, Пакистане, подобного рода аргументы серьезно воспринимать нельзя. Все это можно объяснить лишь одним – чьей-то материальной заинтересованностью. В противном случае не поддается объяснению ни столь нерациональное распоряжение бюджетными деньгами, ни стремление дистрибьюторов во что бы то ни стало закупать дженерики в дальнем и ближнем зарубежье.

Наших производителей часто упрекают в том, что они не сертифицируют свое производство, не хотят работать по международным стандартам. Но ведь в конце концов к ним можно приехать и посмотреть, как осуществляется весь процесс производства, упаковки, экспертизы и хранения их лекарств. А кто поедет с ревизией на турецкий или индийский завод? Ведь по большому счету нам не известно, где и у кого тамошние предприятия, к примеру, закупают субстанции для лекарств. Не исключено, что не у прямого производителя, а где-нибудь на стоковых биржах в Европе.

Необходимость реформирования лекарственного обеспечения россиян сторонники нововведений часто объясняют в том числе и тем, что будет закрыт доступ на рынок фальшивкам и в аптеках появятся гарантированно качественные препараты. Судя по тому, на что сегодня расходуются государственные деньги, это, мягко говоря, не совсем так. Менталитет российских людей таков, что все иностранное принято считать лучшим, чем свое собственное. Однако мало кто из стойких приверженцев зарубежных таблеток знает о том, что подавляющее большинство импортных препаратов поступает в Россию по «серым» схемам из третьих странах. Особенно дорогостоящие. И если вы держите в руках лекарство французского или немецкого производителя, очень может быть, что оно сделано где-нибудь в Болгарии или Прибалтике. Российские же лекарства не подделывают по той простой причине, что это невыгодно.

В прессе уже звучали заявления представителей некоторых российских заводов о том, что они выступают за немедленную отмену регистрации препаратов зарубежных фирм для участия в «Федеральной программе лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан» при наличии отечественных аналогов. Но очевидно, что иностранцы не собираются без боя сдавать российский рынок. И для этого они активно работают не только с чиновниками из федеральных и региональных ведомств, курирующих вопросы лекарственного обеспечения и проведения тендеров на фармрынке, с дистрибьюторскими компаниями, но и с теми, кто фактически продвигает их препараты, – с врачами. Зарплаты у них маленькие, а потому они очень сговорчивы. И будут такими, пока в России лекарства выписываются не по международным непатентованным наименованиям (то есть по названию активного вещества), как это делается во всем мире, а по торговым маркам. Один и тот же препарат может продаваться сегодня под пятью-шестью торговыми названиями. Понятно, что при таком положении у врача велик соблазн выписать препарат, производитель которого ему известен (или в продаже которого он лично заинтересован). Хотя в приказе № 257 Минздравсоцразвития от 22 ноября 2004 г. (дополнение приказа № 328) четко прописано: «…лекарственное средство выписывается по международному непатентованному наименованию (МНН)…»

Впрочем, изменить только правила выписки лекарств мало. Надо в корне изменить отношение к лекарствам – нашим и импортным. И понять следующее: чем меньше денег будет идти на закупки импорта, тем больше шансов, что наше здравоохранение станет качественнее и доступнее. В этом случае разницу между стоимостью зарубежных и российских препаратов можно пустить на ту же зарплату для врачей или на новое диагностическое оборудование для поликлиник и больниц. К примеру, в США допускаются на фармрынок только 12% импортных лекарств, а по цене они на 20% дешевле препаратов собственного производства. Это и есть реальная поддержка своего производителя. Что же касается российской фарминдустрии, то она от пересмотра ценностей в пользу отечественных препаратов только выиграет. Ведь тогда у наших заводов появятся средства на модернизацию производства, которой от них так давно ждут.

НИКОЛАЙ ПРОХОРОВ

27.04.05

среда

«Новые Известия»

*