Пользователи всемирной паутины освоили технологии, когда работа в глобальной сети не требует подключения к проводам. В Петербурге уже построено 40 зон (хот-спотов), где владелец ноутбука выходит в интернет без подключений к проводным каналам. Эксперты предсказывают, что скоро развитие Wi-Fi технологий приобретет масштабы роста сотовой связи. За 2004 год в России появилось 150 новых точек доступа, рост объемов рынка составил 250%.

Первые зоны публичного беспроводного доступа в Интернет по технологии Wi-Fi были открыты в Петербурге в 2003 г. В России сегодня, по данным Forrester Research, зарегистрировано 225 точек доступа. По оценке аналитиков J»son & Partners, в середине 2004 года в России насчитывалось 1200-1400 активных пользователей Wi-Fi.

Сегодня их уже около 3000. Точно число пользователей подсчитать очень сложно, поскольку очень немногие пользуются услугами постоянно. В основном к Wi-Fi подключаются «случайные» пользователи, которым нужно срочно выйти в Интернет.

За 2004 год в России появилось 150 новых точек доступа, рост объемов рынка составил 250%. При этом 42% хот-спотов расположены в ресторанах и кафе, 18% — в отелях, 3% — в аэропортах и 37% — в других местах.

В отелях доступ на 100% коммерческий, в других местах – на 95% коммерческий, а вот в заведениях общепита – только на 59%, остальные точки (41%) бесплатны для абонента.

Карточное время

Первая зона беспроводного доступа в интернет по технологии Wi-Fi в Петербурге открыта в апреле 2003 года в бизнес-центре «Акватория». Новатором стал петербургский оператор связи ЗАО «Квантум». С запозданием всего на день в одном из петербургских кафе открыло зону беспроводного доступа ЗАО «Компьютерные сети» (бренд Comset). В дальнейшем эта компания была куплена ЗАО «Петерстар».

Сегодня «Квантум» — один из лидеров по развертыванию сети доступа к Интернет по технологии в Wi–Fi (под торговой маркой «QuantumWi-Fi») в Петербурге. В планах компании – дальнейшая реализация программы по строительству хот- спотов сети «QuantumWi-Fi».

Только в 2005 году компания собирается установить как минимум 25 новых точек доступа. Форма взаимодействия «Квантум» с владельцами хот- спотов достаточно проста – и оператор, и владелец хот-спота получают доход и от продажи карт доступа и от времени, проведенном в его хот-споте посетителями.

Таким образом, не возникает противоречия в том, что посетитель купил карту доступа в одном хот-споте сети QuantumWi-Fi, а воспользовался ей в другом. Доход, в этом случае, получают оба партнера Квантум. Шесть точек доступа эксплуатируются совместно с «Мегафоном». Абоненты этого сотового оператора получают логин и пароль для доступа к сети «QuantumWi-Fi» , отправив SMS сотовому оператору.

Вокзалы востребованы

«Квантум» планирует расширять варианты тарифов доступа и ввести абонементы типа «один Wi-Fi день» и «один Wi-Fi месяц». Как сообщили в пресс-службе «Квантума», технология беспроводного доступа к Интернет в Петербурге еще не стала массовым явлением.

Основные пользователи – это иностранцы, бизнесмены или студенты, которые привыкли пользоваться этой услугой у себя на родине. Соответственно, самые востребованные точки доступа Wi-Fi – это вокзалы, крупные гостиницы и кафе в центре города, бизнес–центры.

Для привлечения клиентов – жителей Петербурга компания «Квантум» в начале деятельности по развертыванию сети «QuantumWi-Fi» устанавливала бесплатные тестовые хот – споты в компьютерных магазинах. Целью данной акции было привлечение внимания потенциального потребителя к новой услуге, популяризация технологии.

Москва наступает

Второй крупный игрок рынка ЗАО «Петерстар» уже догнал лидера по количеству точек, однако запланированные инвестиции у него более скромные. Если «Квантум» намерен в 2005 году открыть 25 новых точек доступа стоимостью $1-2 тыс, то «Петерстар» заявляет пока только о 7-8 точках.

«В рамках проекта за трафик платит владелец точки доступа. На наш взгляд, в общественных, не закрытых местах, победит именно такая модель. Доступ в Интернет переходит в разряд обычной инфраструктуры — ведь никто сейчас не берет с гостей отдельные деньги за парковку у ресторана. Также будет и с Wi-Fi.

В Петербурге – за деньги

Из более чем 140 московских хот-спотов 55% бесплатны для пользователя, тогда как в Петербурге доминирует коммерческая модель. Стоимость услуг разнится у каждой компании, она находится в диапазоне $3-$15 за час работы (в некоторых случаях оплачивается трафик, а не время). Однако такая ситуация в Петербурге, по мнению аналитиков J»son & Partners, может измениться в ближайшее время по мере экспансии «Яндекса» — крупнейшего в России игрока этого рынка (119 точек доступа).

Считают по ноутбукам

Как сообщили в «Квантуме», в настоящее время оценить емкость рынка потенциальных пользователей Wi-Fi возможно по нескольким критериям. Наиболее показательно количество продаваемых в городе ноутбуков и КПК с Wi-Fi адаптерами. Численность владельцев ноутбуков и карманных компьютеров находится в пределах 40-50 тысяч человек.

Из них потенциальных пользователей Wi-Fi около 10 тысяч. Предполагается, что рост продаж портативных компьютеров повлечет за собой увеличение спроса на услуги беспроводного доступа.

Все покупатели этих устройств – потенциальные клиенты сети «QuantumWi-Fi», именно поэтому компания периодически проводит рекламные акции: бесплатно раздает карты доступа покупателям ноутбуков и КПК. Таким образом, компания формирует спрос на услугу, взращивает потребителей Wi- Fi.

Дополнительный сервис

По данным другого крупного игрока рынка беспроводного доступа в интернет, ЗАО «ПетерСтар», объем рынка Wi-Fi в 2004 году составил порядка $20 тысяч. Однако потенциал рынка гораздо больше, и он развивается гораздо более высокими темпами, чем в предыдущие годы. Рост емкости рынка ограничивается количеством Wi-Fi-зон в городе и аудиторией.

«ПетерСтар» рассчитывает, что емкость рынка Wi-Fi в 2005 году увеличится в несколько раз, так же как и увеличились объемы продаж портативных компьютеров. По анализу работы хотспотов «ПетерСтар» можно отметить, что услуга Wi-Fi особенно востребована в гостиницах.

Еще одна из тенденций — широкополосный доступ в Интернет в кафе или ресторанах: владельцы ресторанов и кафе рассматривают Wi-Fi как дополнительный сервис для своих клиентов.

Справка   

Wi-Fi – это технология беспроводного широкополосного доступа в Интернет, обеспечивающая пользователям мобильных ПК больше возможностей для работы и развлечений вне дома или офиса: в гостиницах, аэропортах, кафе и других местах, оснащенных точками доступа стандарта Wi-Fi.

Это означает, что когда Вы находитесь вне дома в пределах радиуса действия общественной точки беспроводного доступа, оснащенной передатчиком стандарта Wi-Fi, вы можете без проводов подключаться к Интернету, проверять свою электронную почту и оставаться на связи.

Согласно оценкам аналитической компании Gartner, 2004 год должен был стать годом беспроводной связи – в прогнозах говорилось, что к концу года по всей Европе появится более чем 15 тыс. новых общественных точек беспроводного доступа.

Шатилин Илья, dp.ru, 26 Апреля 2005 г.

Деловой Петербург

12:18

Деловой Петербург

***