22 апреля в Москве стартовал Российский Образовательный Форум «Сильная Россия – конкурентоспособное образование». Цель Форума – подведение итогов развития всех сторон дошкольного и школьного, среднего профессионального и высшего образования.

В обширной программе Форума профессиональному сообществу были продемонстрированы новые технологии и средства обучения, которые призваны оказывать содействие совершенствованию системы образования, внедрению последних достижений науки и техники. Традиционно особый интерес на подобных встречах вызывает региональный опыт, в частности, опыт реализации инновационных педагогических и информационно-технологических проектов в образовании.

Заметным событием стал семинар-презентация по реализации совместного проекта Министерства образования и науки Самарской области и Британского Совета по образованию. На семинаре были представлены материалы, которые уже прошли проверку в ряде школ области и получили положительную оценку педагогов и учащихся. Предлагаемые методики призваны способствовать личностному развитию учащихся, повысить интерес к учебному труду и сформировать ориентацию при выборе будущей профессии.

Участникам Форума была предоставлена возможность ознакомиться с ходом реализации в Самарской области долгосрочной программы по обеспечению государственных гарантий на образование детям-инвалидам.

Руководитель делегации Самарской области министр образования и науки Ефим Коган выступил на открытии Форума и провел круглый стол на тему «Результаты и перспективы эксперимента Правительства РФ по управлению региональной системой образования на основе образовательных округов».

Самарская область стала первым регионом в России, выступившим с инициативой передачи части полномочий с уровня субъекта Федерации на муниципальный уровень. Муниципалитет ответственен за состояние зданий образовательных учреждений, охрану, средства коммуникации и т.д.

Эксперимент по реорганизации структуры управления системы образования начался по решению Правительства Самарской области и при поддержке Президента РФ в 2002 году, но, как рассказала заместитель министра образования области Виктория Прудникова, соответствующая работа велась с 1998 года. Новая модель управления позволила улучшить материальное положение образовательных учреждений (за счет перехода на подушевое финансирование) и решить вопрос выравнивания возможностей доступа детей к образовательным услугам. За последние два года существенно сократился разрыв в результатах ЕГЭ между детьми из сельской местности и больших городов. Уменьшился дисбаланс между потребностями работодателей и выпуском специалистов профессиональных учреждений. Школы стали более самостоятельными в распределении средств, появилось больше муниципальных программ (например, программа поддержки молодых учителей).

Переход на новую модель управления позволил охватить большее количество детей системой дошкольного образования. В каждом селе Самарской области действует как минимум один детский сад и начальная школа. Дети старшего возраста занимаются в школах и образовательных центрах, куда их доставляют специально. Сейчас в регионе 132 образовательных центра. В них сосредоточен наиболее сильный педагогический состав, они хорошо оборудованы. По сравнению с другими регионами, в Самарской области хорошо развита система дополнительного образования: более 80% детей посещают соответствующие учреждения.

По словам Виктории Прудниковой, к эксперименту решили присоединиться Астрахань, Ульяновская, Кировская и Сахалинская области, сообщает Информационно-аналитическое управление администрации Губернатора Самарской области.

*