(Би-би-си) * Президент переходит в оппозицию

    * О текущем моменте

    * Приватизация в законе

    * Бюрократизм не пройдет

    * Ответ Вашингтону

    * Отзывы и предложения

    * Программа для преемника?

Президент переходит в оппозицию

Основная тема российских газет во вторник — традиционное обращение президента страны к Федеральному собранию, шестое по счету для Владимира Путина. Реагируя по-разному на отдельные моменты речи президента, многие газеты сочли его выступление если не революционным, то по крайней мере резко критическим по отношению к существующему порядку вещей.

По мнению «Московского комсомольца», речь президента походила на программное заявление оппозиции: «Во время 49-минутного выступления Путина перед Федеральным собранием могло создаться впечатление, что ты слушаешь речь злобного и агрессивного критика режима».

Президент фактически заявил об уходе в оппозицию, причем одновременно и в правую, и в левую, пишет «Коммерсант».

«Если экономические тезисы послания не могут не поддержать оппозиционеры либерального толка, то многие политические установки и выводы главы государства отражают давние чаяния партийцев левой и левоцентристской ориентации», — указывает газета. И добавляет, что в результате президент «преподнес своим новым соратникам по оппозиционному лагерю целый ряд приятных и, что самое главное, весьма полезных подарков».

«Политическая часть послания должна сильно порадовать представителей левопатриотической оппозиции, — продолжает «Коммерсант». — Правда, в ней тоже немало заявлений, ласкающих слух настоящего либерала, — например, о том, что «обеспечение прав и свобод человека является критически важным как для развития экономики, так и для общественно-политической жизни». В то же время, ряд пассажей как будто целиком взяты из программных выступлений лидеров КПРФ, «Родины» и прочих левых оппозиционеров».

О текущем моменте

Цитировать оппозицию глава государства начал уже в первой, оценочной части своего послания.

Сначала он назвал распад Советского Союза «крупнейшей геополитической катастрофой века», о чем коммунисты твердили буквально со дня подписания в декабре 1991 года Беловежских соглашений.

«Затем президент помянул недобрым словом «хасавюртовскую капитуляцию», — констатирует «Коммерсант», — пролив бальзам на раны национал-патриотов, обвинявших генерала Александра Лебедя в измене родине в форме подписания в августе 1996 года Хасавюртовских соглашений о прекращении боевых действий и выводе федеральных войск из Чечни».

«Еще одной идеей, взятой господином Путиным из арсенала левых, является предложение об «утверждении законом процедуры парламентских расследований», посредством которой коммунисты когда-то надеялись разоблачить «преступный ельцинский режим», — напоминает «Коммерсант».

«Московский комсомолец» пишет о тех, кто подвергся гневной критике президента. «Больше всего досталось силовым структурам. Их обвинили в поведении, весьма напоминающем гангстеризм. По словам ВВП, очень часто бизнес сталкивается с «откровенным рэкетом со стороны госструктур».

Не менее суров хозяин Кремля был и по отношению к госслужащим в штатском: «Чиновничество — замкнутая и надменная каста». Дальше по касательной досталось партии власти — «Единой России»: «Партийная бюрократия ведет себя не лучше государственной». Наконец, претензии были высказаны «освобожденным от олигархического контроля» государственным СМИ».

По мнению «Известий», заявленная Путиным «важность» демократических ценностей хорошо ложится в контекст предстоящих событий. Накануне майских саммитов Россия-ЕС и Путин-Буш это посыл не столько для внутреннего, сколько для внешнего, международного употребления.

Так, Путин дал понять, что Россия продолжает считать себя крупнейшей европейской нацией, разделет все ценности, идеалы свободы и демократии и в настоящее время строит открытое общество равных возможностей. Однако строительство это она будет вести сама, с учетом своих особенностей, и не собирается ни перед кем отчитываться о проделанной работе. «Россия сама выбрала демократию… Мы будем самостоятельно определять формы и сроки нашего движения по этому пути», — подчеркнул президент.

Тем не менее, как замечает «Независимая газета», Путин впервые не обрисовал в своем послании круг стран, сотрудничество с которыми имеет для России приоритетное значение. «Ранее во внешнеполитическом блоке послания на первое место ставилось СНГ, а также говорилось об особом значении Европы, США и крупнейших азиатских стран, — напоминает газета. — На сей раз внешнеполитическая часть выглядит размытой. Президент обошелся без упоминания Запада. Об СНГ он говорил лишь в общем плане, предпочитая слово «соседи» и делая ссылки на историю».

Приватизация в законе

От послания, безусловно, ждали сигнала: на что и на что не стоит надеяться бизнесу. Сигнал как таковой получился более чем оптимистичным: Путин не произнес ни слова о «социальной ответственности», зато говорил о «незыблемости прав частной собственности».

По словам «Известий», в экономической части президентского послания прозвучали две сенсации. Во-первых, предложено фактически амнистировать те российские капиталы, которые за прошедшие годы были выведены за рубеж.

Более того, президент не просто поддержал идею объявления амнистии капиталов, он фактически объявил и условия такой амнистии: «Необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику. Надо разрешить задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие годы», — цитирует Путина «Коммерсант». Как настоящий либеральный оппозиционер, президент также не обошел тему снижения налогов, добавляет газета.

В то же время от газет не ускользнул тот факт, что в послании ни разу не прозвучали слова «монетизация» или «122-й закон».

Кроме того, президент впервые определил ограничения для иностранных инвесторов. «Иностранцев не пустят в оборонку, в инфраструктурные отрасли и — самое главное! — в разработку российских недр, то есть в нефтяную и газовую отрасли. Таким образом, в экономике страна отныне опирается в основном на собственные силы», — указывают «Известия» .

Наконец, «Коммерсант» подчеркивает, что под словами Путина об «олигархических группировках», которые, «обладая неограниченным контролем над информационными потоками, обслуживали исключительно собственные корпоративные интересы», наверняка подпишутся все без исключения лидеры левых партий и движений, включая даже Геннадия Зюганова, которого недруги обвиняли в беззастенчивом использовании финансовой помощи этих самых олигархов.

Я волком бы выгрыз бюрократизм

«Либеральная оппозиция всегда требовала прежде всего свободы предпринимательства и приложения капиталов», — обращает внимание «Коммерсант». Буквально того же потребовал и президент Владимир Путин. Объявив к тому же, что «налоговые органы не вправе «терроризировать» бизнес», Путин перехватил одно из главных требований оппозиционных олигархов — гарантировать им незыблемость итогов приватизации.

«Обвинять в терроре налоговую службу, то есть орган государственной власти, пока еще не решался никто», — отмечает газета.

Высказывание Путина в отношении бюрократов особенно запало в душу редакторам «Комсомольской правды»: «Освободив крупнейшие средства массовой информации от олигархической цензуры, мы не защитили их от нездорового рвения отдельных начальников. Направляя правоохранительные органы на справедливую борьбу с преступлениями, в том числе налоговыми, то и дело обнаруживаем грубые нарушения прав предпринимателей», — заявил президент.

А произнесенная затем фраза — пожалуй, самая цитируемая в СМИ — явилась, по мнению «Коммерсанта», «апофеозом оппозиционности» Путина: «Многим чиновникам кажется, что так будет всегда. Должен их огорчить. В наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии».

Ответ Вашингтону

«Московский комсомолец» усматривает в послании Путина явный ответ на острую критику Запада. «Интересно, что при этом о главном внутрироссийском событии, которое задело не какую-нибудь Кондолизу Райс, а огромное количество наших граждан, ВВП не сказал ничего», — пишет «МК», имея в виду монетизацию льгот.

Так например, слова Путина: «Те, кто думал, что молодая российская демократия является не продолжением российской государственности, а агонией советской системы, ошиблись», можно расценить как ответ на фразу Кондолизы Райс: «К сожалению, в России имели место отступления в области демократии, и я могу заверить вас, что мы будем следить за этим».

Далее, на заявление Кондолизы Райс: «В России должно быть больше свободных СМИ, чтобы люди могли свободно вести дебаты», Владимир Путин отвечает: «Освободив крупнейшие СМИ от олигархической цензуры, мы не освободили их от излишнего рвения отдельных начальников… Доступ к СМИ необходимо обеспечить всем парламентским фракциям».

Еще один ответ на слова Кондолизы Райс: «Нет причин для сокращения российского влияния на постсоветском пространстве, если оно основано на прозрачных экономических, торговых, политических связях» прослеживается в следующей фразе Путина: «Цивилизаторская миссия российской нации на Евразийском континенте должна быть продолжена».

Отзывы и пожелания

Первые отклики политиков на президентское послание не заставили себя ждать. Каждый, как всегда, услышал в речи что-то свое.

Так, лидер партии «Родина» Дмитрий Рогозин заявил «Московскому комсомольцу»: «Сегодня практически удвоился ВВП, и у нас появились два Владимира Владимировича. Есть один, который обещает, например, борьбу с коррупцией. И есть другой, который не делает ничего».

Михаил Маргелов, глава комитета Совета Федерации по международным делам, остался доволен. «Это послание президента Федеральному cобранию весьма важно с точки зрения развития демократии в России — оно самое либеральное из всех когда-либо звучавших. Я воспринимаю его как стратегический задел для России на период после 2007-2008 годов», — сказал он «Газете».

В той же «Газете» Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, обращает внимание, что «тон этого послания серьезно отличается от предыдущих — было заявлено, что государственная политика должна повернуться в сторону демократизации и более либерального экономического курса». Кроме того, Ясину понравилось то, что советники Путина с либеральной стороны смогли донести до него опасность беспардонных действий силового блока в отношении бизнеса.

«Второе, что меня поразило, чего я не ожидал от президента, — заявления о демократизации, о свободе слова, о предоставлении времени на федеральных каналах для оппозиционных партий (правда, пока только для представленных в Госдуме). Это заявлено впервые».

Любовь Слиска, первый вице-спикер Госдумы, «Единая Россия» ожидает больших перемен: «После нескольких реплик президента, которые мы сегодня услышали в адрес правительства, становится понятно, что впереди нас могут ожидать кадровые замены в кабинете Михаила Фрадкова».

Геннадий Зюганов, лидер думской фракции и партии КПРФ: «Из нынешнего послания видно, что президент резко «полевел». Он упомянул все проблемы социального характера, о которых мы говорили раньше и настаивали на их немедленном решении — от зарплаты рабочим, учителям, инженерам, научным работникам до борьбы с наркоманией, преступностью, алкоголизмом. Но я не вижу, какими методами и средствами будет реализовываться эта программа».

Владимир Пехтин, вице-спикер Госдумы, «Единая Россия»: «Считаю исключительно важной идею реорганизации предпринимательского пространства в России, стимулирования прихода капиталов в нашу экономику. В послании были указаны и конкретные механизмы, которые мы, депутаты Государственной думы, будем реализовывать законодательно».

Владислав Резник, председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, «Единая Россия»: «Это было одно из лучших посланий за последние годы. Принято совершенно правильное решение о ликвидации налога с наследования и дарения. Надеюсь, будут определены правила игры с иностранными инвесторами, ограничена роль коррумпированного чиновничества».

Алексей Митрофанов, член думской фракции ЛДПР: «Для меня разочарованием было то, что о внешней политике было мало что сказано, ни Украина, ни Белоруссия не были вообще упомянуты. Хотя кризис на Украине был одним из самых важных событий прошлого года».

Лидер ЛДПР Жириновский в «Независимой газете» поспешил заверить, что сколько бы и чего ни говорил Путин, чиновники все равно это не выполнят. «Я звоню во все министерства. Все «да, да, да» — и ничего не делается. Сейчас вот к Жукову, Фрадкову подошел. Посмотрим через неделю, опять ничего не сделают, они же саботируют», — возмущался главный либерал-демократ. По его мнению, вряд ли будет реализована идея парламентских расследований: «Боятся все. Расследование коснется всех остальных».

Программа для преемника?

«Известия» воспринимают речь Путина как своего рода «программу для преемника»: «Владимир Путин вчера выступил не просто с ежегодным посланием к Федеральному собранию. Он выступил с той программой, которая должна стать платформой его преемника», — пишет газета, ссылаясь на призыв Путина «рассматривать прошлогоднее и нынешнее послания как единую программу действий, как нашу совместную программу на ближайшее десятилетие».

«В каком-то смысле Путин уже начал подводить итог своему президентству — все то, что делалось последние пять лет, он назвал «политикой стабилизации». Послание оказалось посвящено тому, что должно прийти ей на смену».

К сожалению, президентское послание из года в год «постепенно превращается в кремлевскую церемонию, после которой ничего не следует. В том числе оргвыводы — прямое последствие неисполнения пожеланий главы государства», делают невеселый вывод «Известия».

Обзор подготовила Наташа Ваульс,

Служба мониторинга Би-би-си

26 апреля 2005 г., 02:36 GMT 06:36 MCK

Би-би-си

*