«Система повышения квалификации педагогов требует модернизации». Об этом сегодня шла речь на заседании коллегии областного департамента науки и образования. Как сообщил присутствующим руководитель управления образования и занятости Александр Зубарев, в настоящее время повышение квалификации осуществляется в рамках именного образовательного чека, целевого заказа департамента, региональных и федеральных программ, а также в рамках совместного проекта с Британским Советом.

По статистике ежегодно через подобные курсы проходят порядка 30 тысяч человек. Причем, львиная доля приходится на Тольятти и на малые города региона. Чего нельзя сказать о столице губернии. В Самаре дела обстоят значительно хуже. Последние годы здесь наблюдается уменьшение желающих повысить свой уровень знаний. Об этом свидетельствует и мониторинг, проведенный сотрудниками департаментами. Анкетирование проводилось по трем позициям: образовательная потребность слушателей, удовлетворенность (тематика, содержание занятий) и эффективность обучения. В результате оказалось, что 68% педагогов считают курсы эффективными, хотя и признаются, что их деятельность после повышения квалификации не изменилась. Причем, большинство удовлетворено атмосферой курсов, а не содержанием и результативностью. Об этом свидетельствует и тот факт, что 1/3 учителей после окончания программы не могла внятно объяснить разницу между компетентно-ориентированным и традиционным образованием. Тем не менее, нельзя и отрицать пользы курсов. Она очевидна. 1/3 педагогов применяют на практике новые знания. И это, по словам Ефима Когана, является значительным достижением.

Что касается, недостатков системы повышения курсов, то их несколько. Во-первых, негибкость учреждений дополнительного образования, которые очень долго реагируют на изменения и модернизацию педагогического практики. Во-вторых, устарелость содержания программ, перечень которых на сегодняшний день обновлена всего на 20%. В-третьих, отсутствие механизма заинтересованности работников образования в повышении квалификации.

*