Новейший альбом “Мумий Тролля” имеет бизнес-название “Слияние и поглощение”, Большой театр на обложке и вкладыш, стилизованный под газетную верстку “Ведомостей”. При всем том Лагутенко почти не дает поймать себя на слове: его увертливость по-прежнему замечательна, а “Слияние и поглощение” — пластинка столь же политическая, сколь, например, эротическая. Не деловая, конечно, но очень дельная вещь.

После изнеженных “Меамуров” и саундтрека к фильму “Похитители книг” Илья Лагутенко записал диск, по звуку и энергичности здорово напоминающий стародавние альбомы “Мумий Тролля”: “Морскую” и “Икру”. При четком, впрочем, ощущении, что за окном все-таки 2005 г. и дело, понятно, не только в том, как звучат на сей раз гитары, барабаны и клавиши.

Не то чтобы Лагутенко перестал перекатывать на кошачьем своем языке веселые перламутровые глупости — тут прямо в первой же песне можно услышать: “Нажимаю на педали, прости, Слоненок!” И далее в том же мультипликационном духе: “Как русалок соблазняют капитаны, на любовь подсели рьяно, наркоманы”. А все-таки даже секс стал ощутимо жестче: вместо смешных и розовых “меамуров” — назойливые алые помидоры и заявления типа “Ты сказала не случайно, хочешь ты меня орально”.

Не случайно — это точно.

В главных песнях нового диска эротика смешивается с политикой едва ли не в таких же пропорциях, как в прошлогоднем романе Виктора Пелевина “Священная книга оборотня”. Только пелевинский взгляд на ситуацию был женским (рассказчица — женщина-лисица отдавалась натуральному оборотню в погонах — генералу ФСБ). Лагутенковский же — безусловно мужской: “Я получаю на тебя контрольный пакет”, “Я буду спать с тобой, ты будешь мне теперь такой родной страной!” (Отличная песня “Приватизация”.)

Но это, между прочим, довольно отчаянная эйфория при всех улыбках и подмигиваниях. На альбоме есть, к примеру, песня “Хищник”, в которой Илья Лагутенко изъясняется непривычно прямым текстом: “Оставь нам любимых, оставь их любить нас. Я зализал раны, поверь. Уходи, зверь!” — это заклинание уже сильно похоже на гражданскую лирику. А “Страху нет” — самый заводной номер альбома — еще и самый саркастический: проскандированный детским хором ударный дискотечный припев “Тебя вставляет, ты вставляешься!” — это прямо-таки роскошная похвала глупости.

Ну и Большой театр на обложке как напоминание об известном термине “культура-2”, придуманном когда-то Владимиром Паперным для описания государственной модели, тяготеющей к построению вертикали власти и прочим атрибутам имперского стиля. Тоже умная деталь.

Главная прелесть, однако, не в концептуальности нового диска, а в той ловкости и легкости, с какой Илья Лагутенко скользит по касательной и к музыкальной моде, и к политической актуальности, да и вообще как будто ко всему на свете, умудряясь сочетать даже самые ответственные заявления с безупречно игривой позой.

Эта виртуозность напоминает, скажем, о серфинге — если учесть, что альбом делали в Доминиканской Республике. Экзотика, впрочем, экзотикой, но в контексте пластинки “Слияние и поглощение” подобные географические точки вызывают вдруг опять-таки пелевинские ассоциации: как говаривал один из его персонажей, “будем зеленеть в офшоре”.

Олег Зинцов

Ведомости

25.04.2005, №73 (1355)

Ведомости

*