«Медведи» не летают. Борис Грызлов заявил о том, что крылья «Единой России» не нужны
(ВН). Генсовет «Единой России» собрался в субботу, чтобы внести изменения в устав, утвердить новые кадровые назначения и торжественно принять в партийные ряды президента Чеченской Республики Алу Алханова. Кроме того, лидер партии, спикер Госдумы Борис Грызлов резко выступил против образования у «Единой России» правого и левого крыла, о формировании которых единороссы говорили все последнее время.
Напомним, что в начале минувшей недели группы депутатов-партийцев объявили себя соответственно сторонниками либерализма и социального консерватизма, пообещав отстаивать свою идеологию в ходе открытой внутрипартийной дискуссии. Однако г-н Грызлов призвал прекратить разговоры о появлении у партии так называемых крыльев. «Внутренняя дискуссия — это не только нормальное, естественное состояние здоровой политической организации. Это процесс, необходимый для развития партии. В то же время дискуссия не должна идти в ущерб партийной дисциплине», — отметил лидер партии в своем докладе. Он сказал, что партия не должна делиться на левых и правых, поскольку «есть интересы страны, ее граждан, и в их отстаивании мы едины». В то же время г-н Грызлов подчеркнул, что ему ближе социально консервативный курс.
В перерыве работы генсовета спикер также сообщил журналистам: «Нам, «медведям», крылья не нужны. Мы уверенно стоим на ногах». «Медведи не летают, медведи идут все вместе», — добавил вице-спикер Госдумы от «Единой России» Владимир Пехтин. Другой вице-спикер — Олег Морозов — предположил, что «если появятся крылья, то от партии останутся одни перья». Он также заверил журналистов, что во время дискуссии на закрытой части генсовета и представитель так называемого крыла социал-консерваторов Андрей Исаев, и представитель праволиберального крыла Владимир Плигин объявили, что разделять партию на крылья не намерены. «Я тоже считаю, что не может быть никаких крыльев, фракций внутри фракции, — сказал корреспонденту «Времени новостей» председатель праволиберальной части «Единой России», председатель думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник. — Но в партии есть люди с разными взглядами на то, как достигать конечной цели — чтобы было меньше бедных, в стране была эффективная экономика, все жили хорошо и счастливо».
Генсовет «Единой России» также внес изменения в партийный устав, касающиеся порядка выдвижения кандидатов на местных выборах. Таким образом были сняты претензии к исполнительным органам «Единой России» со стороны сопредседателя бюро высшего совета партии, мэра Москвы Юрия Лужкова. Дело в том, что еще на прошлом съезде «Единой России» московская региональная организация партии потребовала исключить из устава пункт об обязательном согласовании списков кандидатов в депутаты региональных парламентов с президиумом генсовета партии. Однако после того, как съезд проголосовал за отмену этой нормы, г-н Лужков нашел ее в обновленном тексте устава и написал возмущенное письмо на имя Бориса Грызлова, в котором фактически обвинил партийное руководство в фальсификации устава «Единой России». Разгоравшийся скандал удалось погасить довольно быстро: исполнительные органы партии признали свою ошибку. В соответствии с принятыми в субботу изменениями устав предусматривает ознакомление центральных органов партии со списками кандидатов на региональных выборах, однако эта процедура не предполагает жесткого администрирования.
Другим важным пунктом повестки дня генсовета были кадровые изменения в составе руководящих органов «Единой России». Вместо Юрия Волкова, якобы по собственному желанию написавшего заявление об уходе, руководителем центрального исполкома партии был избран депутат Госдумы Андрей Воробьев, бывший в 2000 году помощником министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу. Источники в партии утверждают, что причиной недовольства г-ном Волковым стали серьезные финансовые нарушения, однако официально на эту тему никто не распространяется. Кроме того, генсовет утвердил решение президиума, состоявшегося в Госдуме в пятницу, — назначить на должность секретаря генсовета вице-спикера Госдумы Вячеслава Володина вместо подавшего в отставку Валерия Богомолова. В пятницу президиум фракции «Единая Россия» в Госдуме проводил Богомолова с почестями: ему подарили памятный подарок — малахитовые часы, изображающие медведя, на которого нападают две собаки. Кандидатуру г-на Володина на должность секретаря генсовета «Единой России» представил сам Борис Грызлов.
После того как в субботу генсовет единогласно утвердил Вячеслава Володина в должности, новый генсек пообещал способствовать большей открытости партии: «Мы будем развивать внутрипартийную дискуссию. Необходимо либерализовать партийную жизнь. Пока партия отчасти заорганизованна. Нам часто справедливо пеняют на нашу закрытость». Об открытости Володин охотно говорил в интервью прессе еще в пятницу. Однако вопреки этим заявлениям пресс-служба «Единой России» отказалась аккредитовать на генсовет ряд журналистов. При этом некоторые из них, подававшие заявку на аккредитацию, узнали о том, что их нет в списке аккредитованных СМИ, уже на месте проведения генсовета. Другим представителям СМИ пресс-служба «Единой России» «указала на дверь» по телефону, сказав, что у партии есть «свой пул знакомых журналистов».
«Эти влево, эти вправо, а мы куда?»
Алексей МАКАРКИН, заместитель генерального директора Центра политических технологий:
— Если Кремлю необходимо улучшение имиджа «Единой России» за счет привлечения новых избирателей — либералов, социалистов и т.д., то Борис Грызлов видит за этим и другую вещь: что эти крылья возьмут и вырастут во фракции. А у фракций свои амбиции. Из этого возможны два следствия. Во-первых, крылья-фракции могут начать общаться с Кремлем напрямую, тогда снизится роль Грызлова. Во-вторых, у этих крыльев могут проснуться и партийные амбиции. Недаром депутат Плескачевский увидел за этой ситуацией прообраз будущей партийной системы.
Но сейчас ликвидировать платформы уже нельзя, это нанесет имиджевый удар по тем, кто уже вошел в эту игру. Думаю, что эти платформы будут инерционно существовать и в конце концов выйдут на какую-нибудь общую платформу. Однозначно можно сказать, что никаких организационных структур в этих платформах не будет.
Александр КОНОВАЛОВ, президент Института стратегических оценок:
— Крылья не были спонтанной инициативой Плигина и Исаева. Кто-то в администрации президента понимает, что отсутствие открытой политической дискуссии очень вредит власти. За всем этим, как мне кажется, стоит понимание того, что «Единая Россия» в нынешнем виде не может быть организацией, опираясь на которую можно достигать политических целей в 2007 году. Именно это и лежало в основе плана. Наверное, был сделан вывод о необходимости дискуссии. Но как только начали создавать крылья, возникла масса вопросов у других членов партии, которые лучше всего сформулировала г-жа Слиска: «Эти пойдут влево, эти вправо, а мы куда?» Авторы замысла хотели, чтобы электорат не разбегался, а мог все, что его душе угодно, найти в «Единой России», как в универсаме. Но следствием такой внутрипартийной дискуссии неизбежно должно было бы стать разделение. Этого и испугались. Ясно, что никакой дискуссии теперь скорее всего уже не будет. Хорошо, что кто-то в администрации осознает необходимость обновления «Единой России». Плохо, что большинство испугались открытой дискуссии.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА
N°71
25 апреля 2005 Время новостей
***