Президент Торгово-промышленной палаты Грузии Джемал ИНАИШВИЛИ отвечает на вопросы ИА «Regnum».

Справка: Джемал Инаишвили родился в 1963 году в г.Кобулети (Грузия). Выпускник первой международной школы бизнеса при МГИМО. По специальности инженер-строитель и инженер-экономист. Занимал различные должности в конструкторском и проектном бюро, органах народного контроля Грузии. Руководил производственной фирмой «Аджарвнешсервис». Занимался бизнесом. С 1997 по 2004 год являлся начальником Потийского морского порта. В сентябре 2004 года избран президентом Торгово-промышленной палаты Грузии.

— Г-н Инаишвили, расскажите, каким образом и в каких направлениях работает сегодня Торгово-промышленная палата Грузии?

— Прежде всего позвольте выразить благодарность вашему агентству за внимание, проявленное к деятельности палаты. Торгово-промышленная палата принимает активное участие в сегодняшней экономической жизни Грузии. Это самая большая организация, которая объединяет предпринимателей Грузии. Практически во всех регионах страны созданы региональные представительства нашей палаты. Есть представительства за рубежом, в Москве, Киеве, Риме, мы развиваем сеть представительств. Основная цель — защита интересов бизнеса в Грузии, экспорта, защита интересов инвесторов и пропаганда грузинской культуры, экспорта.

— Насколько высок сегодня интерес к Грузии и ее товарам?

— Грузии есть что показать. Мы проводим множество мероприятий, содействующих популяризации наших товаров. Мероприятия в рамках программы «Грузия — колыбель вина» прошли в конце прошлого года в Варшаве, затем в Киеве, скоро планируется организовать показы в Астане и Москве. Следующий этап — Стамбул, Роттердам, США. Главной целью нашей деятельности является не столько продвижение грузинских товаров, сколько нашей культуры. Поэтому мы предлагаем помимо деловой части большую культурную программу.

— Известно, что и на мировом рынке, и на рынке СНГ много сфальсифицированной продукции, которая производятся под грузинской маркой. Как Вы боретесь с данным явлением?

— Это серьезная проблема. Чем популярнее та или иная марка вина, тем больше проблем с фальсификацией. Мы неоднократно обсуждали с нашими виноделами этот вопрос, предоставляли правительству наши предложения по этому вопросу, в частности премьер-министру и министру сельского хозяйства. Нам дали поручение выработать программу по борьбе с фальсификацией вин. Прежде всего, я полагаю, мы должны их классифицировать, а затем, соответственно, вести жесткий контроль. Я имею в виду контроль не над производителями качественного вина, а над фальсификаторами, которые наносят серьезный ущерб имиджу грузинского вина, его популярности. Поэтому меры будут приняты. Буквально в ближайшие два месяца мы представим этот план, и правительство примет соответствующие меры. Мы должны защитить честных виноделов от подделок и фальсификаций. От этого выиграют и потребители, и производители вина.

— Как в процентном отношении на мировом рынке представлены cфальсифицированные грузинские вина?

— Точно сказать сложно, может, 30%-40%, а может, и все 50%. Это очень большая цифра, ведь cфальсифицированное вино разливается не только в Грузии, но и в России. Мы, к сожалению, не способны сейчас контролировать ситуацию в России или где-либо еще, но у себя мы можем взять ситуацию под жесткий контроль. Это касается не только вина, но и другой продукции. Но с вином проблем больше, а вот с минеральными водами ситуация обстоит лучше. Компания «Боржоми» многое сделала для защиты своей продукции, но самостоятельно компания не способна полностью справиться с данной проблемой. Роль государства в этом вопросе очень важна. Кстати, закон по борьбе с поддельной продукцией был принят в начале прошлого века, и мы, получается, только сейчас начинаем этим заниматься.

— Известно, что до конца 2005 года может быть создана зона свободной экономической торговли между Белоруссией, Россией, Казахстаном и Украиной. Как вы расцениваете данный проект и намерена ли Грузия принять в нем участие?

— Такие решения принимает правительство. Прежде всего, все зависит от того, какая польза будет от этого сотрудничества, и если это будет для Грузии интересно, данный вопрос будет рассмотрен. С другой стороны, мы должны стремиться в более эффективные экономические зоны, такие, как, например, Евросоюз. Но, хочу подчеркнуть, каким бы ни был наш союз с ними, для нас эти страны являются рынком сбыта нашей продукции и поставщиками множества товаров. Так что будет создана эта зона или нет, мы не думаем, что это было бы для нас препятствием, в любом случае у нас сохранятся экономические отношения с любой бывшей страной СССР.

— Вы сказали, что защищаете интересы предпринимательства. Насколько эффективно эти интересы защищены парламентом Грузии? Есть ли положения в кодексе законов Грузии, касающиеся предпринимательства, которые вы хотели бы исправить?

— Конечно, законы, особенно касающиеся налоговой и таможенной сфер, никогда не могут быть идеальны. Существующий сегодня закон лучше предыдущего во многих отношениях, но когда он начал работать, не обошлось без выявления просчетов. Исходя из этого, мы, совместно с представителями Европейского банка и других международных организаций, провели ряд встреч с предпринимателями и бизнесменами в Аджарии, Гурии, скоро будет в Мегрелии и, помимо обсуждаемых проектов, коснулись и налогового кодекса, произвели учет замечаний и претензий. Это будет все обобщено и представлено на рассмотрение парламента и правительства Грузии. То же касается и таможенных тарифов. Хотя, как я полагаю, в ходе рассмотрения таможенного и налогового кодексов должны быть учтены не только интересы бизнеса и импортеров, но и интересы государства и общественности в целом, так что эти законы должны быть приемлемы для всех.

— Насколько, на Ваш взгляд, высок уровень государственного протекционизма в грузинской экономике?

— Сегодня государство заинтересовано в развитии бизнеса, особенно в развитии малого и среднего бизнеса, это приоритет для президента и правительства. Конечно, нельзя сказать, что сегодня бизнес в Гурзии полностью свободен от вмешательства государства, но в данном направлении чувствуется явный прогресс. У руководства страны есть желание не вмешиваться в бизнес и препятствовать ему, а наоборот, способствовать развитию.

— Каковы ваши прогнозы относительно грузинского рынка на ближайшую перспективу?

— Налицо явные положительные сдвиги. Бюджет удвоен по сравнению с предыдущими периодами, проблем с выполнением бюджетных показателей уже нет, увеличились поступления с таможни, все это благоприятно сказывается на экономическом положении страны, увеличивается экспорт, и развитие будет иметь место. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Грузия сегодня представляет интерес с точки зрения инвестиций, подтверждением этого является здоровый ажиотаж вокруг приватизационных программ. И мы находимся только в начальной стадии, т.к. очень много объектов еще в процессе приватизации, все это, конечно, будет влиять положительно на общее экономическое состояние Грузии, и соответственно будет расти благосостояние страны.

— Как отмечают экономисты, процесс приватизации не вечен. Можно ли ожидать спада экономического развития Грузии в связи с завершением процесса приватизации, планируемого на конец 2006 года?

— Процесс приватизации — это только начало. После того как инвестор покупает то или иное предприятие, он начинает строить свои отношения с государством, а вот на втором этапе происходит развитие производства — этап непосредственного инвестирования.

НОМЕР 69-71 (2030-2032)

от 21 Апрель 2005 г.

“Время и Деньги”

*