В Самарском Художественном музее открылась выставка под название «Контуры семьи».

Данный проект направлен на выявление внутренних ресурсов семьи. Предлагаемая экспозиция нацелена на воссоздание семейных механизмов сохранения и передачи из поколения в поколение традиций, информации, моделей поведения. Проект также предполагает затронуть проблему межпоколенческого взаимопонимания, сохранения общих для разных поколений ценностей и приоритетов.

Выставка по задумке ее организаторов будет проходить в формате мастерских. Предполагается, что в них примут участие все члены семьи. Под руководством специалиста и художник они пройдут путь, напоминающий путь мифологического героя, который покидает обыденный мир (исход), чтобы, пройдя через приключения и испытания, встречая на пути преграды, преодолеть их (инициация) и вернуться (возвращение) в обычную жизнь для того, чтобы что-то изменить в ней. В основе этого пути – движение внутрь, где, преодолевая сопротивление, возрождаются давно утерянные и забытые силы.

По словам куратора выставки Натальи Гончаровой, проект «Контуры семьи» позволит вовлечь в этот процесс не только непосредственных участников проекта – 24 семьи из различных социальных слоев, различных по составу, по уровню внутрисемейной сплоченности и т.д. – но и всех тех, кто посетит выставку.

Что же касается, участников, то их немало. Так, к примеру, Большую Черниговку представляет сразу несколько семей, члены которых люди, известные в Большечерниговском районе. Это семья Шагаловых, Латыповых, семья Чичкиных из села Украинка, семья Глуховых – Демичевых — Приказниковых из районного центра Большая Черниговка.

Есть среди участников и жители других городов и областей. Например, Владимир Архипов. В рамках проекта «Контуры семьи» он представляет свой мини-проект «Вынужденные вещи Димитровграда». И вот, что господин Архипов думает по поводу выставки и проблем, которые она пытается поднять. «Пока в России нет гражданского общества, самым актуальным для меня является социально ответственное искусство. Именно поэтому я участвую в проекте «Контуры семьи». Непосредственно я не работаю с семьями, не исследую эту структуру общества, но косвенно все мои респонденты, конечно, являются членами каких-то семей. В Димитровграде я работал с людьми, которые сделали сами для себя или своих близких функциональные бытовые вещи. Обычно такие вещи покупаются в магазинах, но найденные нами вещи были сделаны собственноручно Шалашовым, Прохоровым и его тестем, Соколовым, Алексеем и его отцом. Все эти люди и их вещи были найдены в результате неформального личного общения, целенаправленного поиска в течение трех дней. Почему мы занимаемся таким странным делом? Потому что ни социология, ни психология, ни этнография, ни культурология ничего не знают о таком мощнейшем народном феномене, как собственноручное изготовление необходимой бытовой вещи. А раз не знают, то и ответить на простейший вопрос, когда и почему появился этот феномен, какие основные причины заставляют людей делать такие вещи, сколько подобных вещей в России, существуют ли географические различия, что происходило с этим феноменом за последние 10 лет, не могут. По моим оценкам самодельных бытовых вещей в России несколько десятков миллионов. Это значит, что абсолютно неизвестна существенная часть современной материальной культуры. Конечно, в рамках такого небольшого проекта, как «Контуры семьи» мы не можем ответить на эти вопросы, но можем обозначить их с помощью демонстрации найденных объектов и записанных видеоинтервью с авторами в выставочном пространстве. Среди этих вещей – санки, шестиногий табурет, автоматик, тачка, кипятильник, полка под аквариум и так далее. Все они свидетельствуют об удивительной изобретательности, находчивости, мастерстве и самостоятельности людей, умело использующих подручные средства для решения своих бытовых проблем. Важно знать, что существует такая народная стихийная практика производства функциональных объектов, обладающих всеми признаками произведения искусства, но не включенных в тотальный товарооборот, потому что эти вещи – единственные в мире и не являются товаром. Важно, чтобы люди были не только зрителями, но и участниками представления и авторами».

Не менее интересно и художественное пространство созданное Валерием Кошляковым. Это сны о Москве, отраженные на простынях, обыденных и таких непрочных предметах обихода каждой семьи. Для этого художника очень важна эта форма представления материала, на который проецируются грезы. В этой работе ему удалось очень тонко найти грань пересечения личного пространства человека и городских фантомов. Одной из важных линий в творчестве Кошлякова является обращение к бессмертным памятникам прошлого, безмерно далеким от нашей действительности. «В этой экспозиции мне тоже хотелось найти решение, когда настоящее и прошлое, сны и реальность, личное пространство и городские ландшафты дополняют друг друга, рождая новые смыслы. Появление здесь фигуры Сталина тоже весьма симптоматично, так как это обращение к Москве того периода. Но он возникает здесь совсем в ином контексте, скорее, как персонаж сна» – говорит автор.

*