"Авиакор" стал монополистом… в производстве АН-140
Министр транспорта Украины Георгий Кипра заявил о прекращении финансирования строительства самолетов АН-140 на Харьковском авиационном заводе. Как сообщили вчера «Ъ» в пресс-службе самарского авиационного завода «Авиакор», это никак не повлияет на строительство самарского АН-140. Харьковское и самарское предприятия останутся стратегическими партнерами в реализации этого проекта.
52-местный турбовинтовой самолет Ан-140 разработан киевским Авиационным научно- техническим комплексом им. Антонова (АНТК). Серийное производство было развернуто на Харьковском государственном авиационном предприятии (ХГАП). Первый украинский серийный Ан-140 был поднят в воздух в 1999 году. Сейчас эти самолеты производятся в ХГАПП, компанией HESA (Иран) и на самарском «Авиакоре».По оценкам экспертов, объем рынка АН-140 в России оценивается в 80-100 самолетов.
Напомним, что в июле этого года самарским авиазаводом заинтересовалось Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП). «Наш интерес заключается в максимально возможном увеличении объемов производства Ан-140», — заявил тогда «Ъ» гендиректор ХГАПП Павел Науменко. Тогда же было объявлено о создании СП «Международный авиационный проект -140», которое будет заниматься производством АН-140 на «Авиакоре», при этом ХГАПП должен был снабжать самарское авиапредприятие комплектующими и узлами. Инвесторами проекта с российской стороны выступили НРБ и лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко», а с украинской — лизинговая компания «Укртранслизинг» (проект основан на паритетных условиях, 50% на 50% уставного фонда). Согласно протоколу о намерениях, подписанному сторонами, в течение 2004-2005 годов планировалось собрать 30 самолетов Ан-140.
Летом и осенью 2003 года в Самару неоднократно приезжал гендиректор харьковского авиапредприятия господин Науменко. По информации «Ъ» уже тогда было известно, что самолет в Харькове производиться уже не будет, а значит «Авиакор» останется единственным производителем АН-140 на постсовестком пространстве. Дело в том, что производимые в Самаре самолеты на 46% дешевле харьковских аналогов, благодаря более низким таможенным пошлинам и налогам. Цена самолета, собранного на «Авиакоре», составляет порядка $7,5 млн. Цена конкурентных для Ан-140 машин ATR-42/72 — от $14 до 18 млн, Embraer-145 — $12 млн, 29-местного Embraer-120 — $8,5 млн.
По мнению экспертов, решение Украинского правительства о прекращении финансирования производства АН-140 в Харькове связано с экономическими соображениями. Источник «Ъ» на самарском авиационном заводе сообщил, что прекращение финансирования украинской стороной производства АН-140 никак не отразится на объемах строительства самарских самолетов. Финансирование проекта осуществляется российской стороной, в частности, в 2003 году средства за счет кредитов нескольких банков, к примеру банка «Солидарность» и «Газбанка». Кроме того, эксперты оценивают инвестиции администрации Самарской области в сумму более $18 млн.
Первый самарский АН-140, который первоначально планировалось построить к 1 декабря, будет официально презентован на «Авиакоре» 25 декабря. Как сообщили «Ъ» в пресс-службе авиазавода, сейчас работа над машиной практически завершена. Известно, что первые два самолета, произведенные совместным предприятием на базе «Авиакора» в 2003 году, будут поставлены авиакомпании «Самара». Предполагается, что в следующем году СП произведет 4 таких самолета. По информации «Ъ», достигнута договоренность о поставках АН-140 авиакомпаниям «Южмашавиа» (Украина), Сибавиатранс, авиакомпаниям «Якутия», «Бурятские авиалинии», «Алроса-Авиа» и Air Libya.
*