В федеральный суд Советского района Самары передано уголовное дело по обвинению программиста Сергея Уликина в распространении слухов об аварии на Балаковской АЭС.

В ноябре прошлого года один из энергоблоков этой атомной электростанции был остановлен для проведения небольшого ремонта на парогенераторе. А на другой день на одном из интернет-сайтов появилось сообщение о крупной аварии на АЭС, жертвах и пострадавших. После этого в Поволжье и даже за его пределами началась настоящая радиационная паника. Иде мудрено: информация, запущенная в интернет, стала обрастать «подробностями», заговорили о выбросе радиации, о «втором Чернобыле».

Пока власти пытались разобраться в ситуации и из-за этого тянули с разъяснением о подлинном положении дел в Балаково, в аптеках в одночасье расхватали многомесячные запасы йода и йодосодержащих препаратов. Несколько человек, в том числе и дети, попали в больницы с признаками йодного отравления.

Прокуратура Саратовской области возбудила уголовное дело по статье УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма». К расследованию подключились и управления ФСБ по Саратовской и Самарской областям. Выяснилось, что сайт с ложной информацией создан на компьютере одного самарского предприятия. Тогда и был задержан ведущий специалист этой фирмы Сергей.

На следствии программист показал, что после вечеринки по случаю дня рождения одного из руководителей фирмы он решил слегка пошутить и создал такой сайт. Текст сообщения о крупной аварии на АЭС он сочинил сам, а схему распространения радиоактивного облака взял из учебника по гражданской обороне. При этом подследственный настаивал, что это была всего-навсего безобидная шутка, но никак не провокация со злым умыслом. Он, дескать, и не предполагал, что породит панику среди миллионов людей. Максимальное наказание, которое может получить «юморист» с компьютером, по которому, похоже, «Аншлаг» плачет, — три года лишения свободы.

Этот суд станет уже третьим в Самаре подобным процессом над своеобразными шутниками за последнее время. Не так давно федеральный суд Кировского района приговорил к одному году лишения свободы условно рекламного менеджера Дмитрия Миргородского. На форуме одного из интернет-сайтов он разместил письмо за подписью «Чеченец», в котором предупредил, что скоро в Москве будет взорван грузовик, начиненный взрывчаткой, рухнет одно из зданий и погибнет как минимум «300 неверных». Сотрудники Самарского управления ФСБ оперативно вычислили лжетеррориста. Суд, учтя полное раскаяние и характеристику с места работы, обошелся с ним весьма гуманно.

А вот электромонтер Владимир Копылов свои предупреждения о ложном терроризме сочетал еще и с вымогательством. Он трижды направлял угрожающие письма крупному производителю безалкогольных напитков. В них шантажист сообщал, что подготовил целую упаковку фирменного напитка предприятия, все банки в которой содержат цианистый калий, и потребовал выплатить ему двадцать тысяч евро. В случае отказа грозился подкладывать в магазины по одной такой банке. Не дождавшись денег, снизил сумму выкупа в два раза и одно за другим послал два письма с требованием выплаты уже десяти тысяч евро.

Так и не получив ни цента, Владимир принялся шантажировать сначала администрацию города Чапаевска, сообщив что располагает информацией о предстоящих взрывах в жилом доме и детсаде. За конкретную информацию о местах закладки тротила он потребовал от властей пятьдесят тысяч. На этот раз долларов. Но и в этот раз ответ не пришел. Тогда монтер еще раз сменил адресата и отправил подобное письмо в… Чапаевский горотдел УФСБ. За отказ от теракта, который он якобы готов провести, Копылов потребовал от чекистов выплатить ему всего-то сто тысяч рублей.

На этом послании переписка лжетеррориста и закончилась. Эксперты, как это ни странно, признали его абсолютно вменяемым человеком. За свои письма, которые были квалифицированы как «вымогательство под угрозой насилия, а также заведомо ложное сообщение о готовящихся действиях, создающих опасность гибели людей», суд назначил Копылову наказание — шесть лет лишения свободы с испытательным сроком в три года.

«Российская газета» №81 (3750), 20.04.05

*