В канун празднования 60-летия Победы сотрудники московского ГИБДД с удвоенной силой принялись обеспечивать безопасность на столичных дорогах. По словам инспекторов, особое внимание будет уделено автомашинам с номерами, окрашенными в голубой цвет, который милиционеры предпочитают называть синим. Дело в том, что огромное число водителей мечтают получить неприкосновенность, которой пользуются сотрудники МВД. Добыть заветный номер, как выяснилось, совсем не трудно: это может сделать и криминальный авторитет, и скандальный бизнесмен, и просто состоятельный человек. Причем штраф за подделку номера минимален – от 500 до 1000 рублей.

В конце марта этого года по ориентировке автоинспекторы задержали на Рублевском шоссе автомобиль Mercedes-500 с государственными регистрационными знаками на синем фоне. При проверке документов выяснилось, что синие знаки – фальшивка. Такого номера, как и сопроводительных документов, не существует. Водитель не смог объяснить происхождения номеров, однако задержанию не сопротивлялся. А машина, как оказалось, была зарегистрирована совсем под другими номерами – белыми, как у всех. Буквально через неделю после этого случая сотрудники ГИБДД задержали еще один Mercedes-600, на этот раз на Новом Арбате. Как рассказали «Новым Известиям» в пресс-службе ГИБДД ГУВД Москвы, на этот автомобиль обратили внимание сами автоинспекторы. Машина с синими номерами не раз была замечена на Новом Арбате, причем ездила преимущественно по разделительной полосе. Кроме милицейских номеров, на ней были спецсигналы, которыми оборудованы только машины президентского кортежа или автомобили сопровождения представителей власти. На крыше красовалась мигалка, закрепленная на съемной платформе. Такой внушительный набор отличительных знаков привел в замешательство милиционеров. Ведь по закону работники автоинспекции не имеют права без веских причин останавливать правительственный автомобиль. Все решилось, когда Mercedes проверили по базе данных. Выяснилось, что синие номера действительно существуют, но числятся они совсем за другой машиной.

«Мы долго решались – ведь автомобиль весь «упакован», – сказал «НИ» сотрудник в ГИБДД. – Потом решили организовать преследование, на призывы остановиться водитель иномарки не реагировал. Пришлось перегородить ему дорогу милицейскими машинами, только тогда он затормозил». Милиционеров ждал еще один сюрприз. Если водитель задержанного автомобиля вел себя спокойно, то его попутчик принялся доказывать, что остановили их незаконно, что он является высокопоставленным чиновником. При этом пассажир «Мерседеса» размахивал сразу тремя удостоверениями: на имя помощника члена Госсовета, помощника депутата Государственной думы и сотрудника Академии проблем безопасности обороны и правопорядка. Подлинность этих документов вызвала еще у милиционеров интерес чуть ли не больший, чем синие номера. Как говорят в ГИБДД, предстоит долгое разбирательство.

«Самое интересное, что машина-то была законно приобретенная. На нее, помимо поддельного, имеется и настоящий пакет документов, – отметили в ГИБДД.– А вот откуда они взяли спецномера и для чего собирались их использовать, предстоит еще выяснить. Вряд ли в преступных целях. Скорее всего, из чувства тщеславия».

Два случая за неделю – это лишь капля в море. По московским улицам ездят сотни автомобилей с синими номерами на бамперах, однако их владельцы не имеют никакого отношения к правоохранительным органам. Зато вместе с «синькой» они приобретают заветную свободу передвижения и фактически могут забыть, как выглядит дорожный инспектор.

Как рассказал «НИ» один из сотрудников МВД России, существуют несколько схем получения синих номеров, но практически все они сводятся к сотрудничеству со структурами вневедомственной охраны. Работой с бизнесменами занимается специально созданный Межрегиональный координационный центр ГУВО МВД РФ. Например, клиент оформляет документы о том, что он якобы безвозмездно передает в дар милиционерам свою дорогостоящую иномарку. Но это только на бумаге. Как только машина принимается на баланс вневедомственной охраны, клиент получает на нее синие номера, наносит милицейскую окраску и может вытворять на дороге все, что хочет. По другой распространенной схеме состоятельный человек заключает с милиционерами формальный договор об охране своего имущества, а

фактически самого себя. Поскольку в нашем законодательстве нет понятия «охрана тела», клиент просит милиционеров охранять свою рубашку, носки, костюм, портфель. Клиент, естественно, хочет, чтобы охранники-милиционеры успевали за его быстрой машиной, и передает им дорогую машину сопровождения, ставит ее на временный учет вневедомственной охраны и получает синие номера. Так и появляются на наших дорогах многочисленные кортежи с престижными якобы милицейскими джипами, которые на самом деле принадлежат «владельцам рубашек». Дорожный беспредел «синих номеров» достиг таких размахов, что в свое время начальник ГУВО МВД Михаил Суходольский объявил об одностороннем расторжении договоров с клиентами, заставляющих его подчиненных нарушать правила. Причем главный вохровец пообещал клиентам навсегда забрать в собственность ГУВО и их дорогие иномарки. Как показывает практика, милиционеры практически ничего не знают о том, кого они на самом деле охраняют. Договор «об охране портфеля» обычно заключается с внешне благообразной фирмой, а сопровождать этот портфель и, значит, пользоваться машиной с синими номерами может кто угодно. Это может быть и криминальный авторитет, и скандальный бизнесмен, и находящийся в розыске преступник. Подобное счастье обходится таким клиентам всего лишь в несколько тысяч долларов. Есть еще один простой способ обзавестись синим номером, но он достаточно рискованный. Мошенники делают дубликат реально существующего милицейского номера и вешают его на свой автомобиль, марка, модель и цвет которого полностью совпадают с машиной-оригиналом. Даже если такой «фантом» остановят или проверят по базе данных, то, по всем данным, этот автомобиль будет числиться за МВД РФ.

Однако в ГУВО МВД про милицейские номера говорят неохотно. «Никаких синих номеров мы своим клиентам не выдаем, этим занимается ГИБДД, – рассказала «НИ» начальник пресс-службы ГУВО МВД РФ Мария Балабкина. – Мы действительно занимаемся охраной имущества своих клиентов, но делаем это исключительно на собственных автомобилях. У нас две основные марки автомобилей сопровождения – Toyota Land Cruiser-100 и Сhevrolet Taho, и все машины выкрашены в белый цвет. Совместно с коллегами из ГИБДД мы проводим в Москве регулярные рейды, во время которых выявляем автомобили, которые «маскируются» под машины вневедомственной охраны. Совсем недавно мы обнаружили два таких джипа Сhevrolet. Причем один из них был раскрашен под милицейскую машину, автоинспекторы сняли с него фальшивые синие номера, но он продолжал ездить по городу».

Чтобы понять, каким преимуществом обладают владельцы синих номеров, достаточно выехать на улицы города. Водители автомобилей с «синькой» на бамперах нередко ведут себя так, будто ПДД писаны не для них.

Милиционеры хоть и прекрасно знают о размахах торговли незаконными синими номерами, не трогают такие автомобили.

«По закону я, конечно, имею полное право остановить любую машину с синими номерами, – рассказал «НИ» сотрудник Уголовного розыска МВД РФ. – Но реально я сто раз подумаю, перед тем как это сделать. Слишком много потом может возникнуть мороки. Даже если такая машина нарушила правила, то я должен записать ее номер, отправить рапорт в то ведомство, где она «прописана», и потом долго ждать ответа о том, что водитель «строго наказан и лишен очередного обеда».

«Синие номера в Москве действительно продаются. Причем это самый дешевый и доступный из всех существующих спецзнаков и сигналов,– рассказал «НИ» президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Милицейские номера – это панацея от любых проблем с гаишниками. Милиционеры своих никогда не останавливают, даже если те нарушают правила дорожного движения. Причина проста – они боятся, что из авто выйдет какой-нибудь большой начальник, и тогда проблем не оберешься».

«Де-юре автомобили с синими номерами не пользуются никакими привилегиями, – сказал «НИ» депутат Госдумы Виктор Похмелкин. – Де-факто – обладают статусом неприкасаемых. Для этого они и были придуманы».

МВД – единственное российское ведомство, чьи автомобили имеют цветные номера и обладают поистине высочайшим иммунитетом к сотрудникам ДПС. Представители других структур дают о себе знать скромнее – в основном «красивыми» и «очень красивыми» номерными сериями, которые, кстати, тоже может купить любой желающий. Например, серия Р №№№ МР77 принадлежит Министерству юстиции, О №№№ ОО77,99 – серия ФСБ, но нередко номера с такой серией принадлежат и частникам. О своих отличительных знаках сильные мира сего, как правило, говорят неохотно. В центре общественных связей ФСБ РФ нам сказали буквально следующее: «Нам все равно, с какими номерами ездить. В ГИБДД выписали – мы и ездим. Я вот не знаю, какие у меня номера, мне это неинтересно».

В ГИБДД утверждают, что милицейские автомобили все-таки останавливают, а с недавних пор ведут активную борьбу с поддельными спецзнаками.

«Мы обязательно останавливаем милицейские автомобили в том случае, если они совершили нарушение правил или если у нас есть оперативная информация, согласно которой автомобиль, например, в розыске, – рассказал «НИ» начальник отдела розыска ГИБДД Москвы Николай Калугин. – Что касается милицейских номеров, приобретенных незаконно, мы начинаем активно работать в этом направлении. В конце марта была создана специальная группа реагирования, участники которой будут заниматься конкретно этой проблемой. Причем только синими номерными знаками мы ограничиваться не намерены – в ближайшее время возьмемся и за «триколоры» на номерах».

На вопрос, кто занимался раньше этим вопросом, в ГИБДД ответили просто: «Практически никто. С одной стороны, все, а получилось, что никто».

Как выяснилось, точное количество даже легальных синих номеров просто невозможно посчитать. Что уж говорить о левых.

Как ни удивительно, но наказание за незаконное использование специальных милицейских номеров, предусмотренное в Кодексе об административных правонарушениях, – это штраф от 500 до 1000 рублей. Зато никак вас не накажут, например, за то, что вы написали на своем автомобиле «Д.П.С.» синей краской. Главное, чтобы написание аббревиатуры хоть чем-то отличалось от оригинальной и расшифровывалось как-нибудь по-другому, например, «даешь пиво студентам!» Наносить на свой автомобиль графические знаки, закрепленные за специальными службами, по закону запрещено. Существует ГОСТ, в котором точно прописано, как должен быть раскрашен милицейский автомобиль. Если ваш рисунок повторяет милицейскую раскраску не в точности, но издалека ваш автомобиль будет очень уж похож на машину МВД, это законно.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ МАШИНЫ С СИНИМИ НОМЕРАМИ

16 ФЕВРАЛЯ 2005 ГОДА на выезде из Череповца (Вологодская область) двух бизнесменов остановили люди в форме. Рядом стояла машина с синими милицейскими номерами. Под угрозой оружия у коммерсантов потребовали отдать все деньги, отобрали мобильные телефоны и два фотоаппарата. После этого нападавшие скрылись.

26 ОКТЯБРЯ 2004 ГОДА в Лужском районе Ленинградской области неизвестные в форме сотрудников милиции на «Жигулях» с синими милицейскими номерами под угрозой пистолета остановили фуру с грузом мониторов стоимостью более 5 млн. рублей, ограбили ее водителя и выбросили его на дорогу. Машина с грузом пропала.

27 СЕНТЯБРЯ 2004 ГОДА на 391-м км трассы Нижний Новгород–Москва переодетыми в милицейскую форму преступниками, находящимися в автомобиле «Волга» с синими «милицейскими» номерами и проблесковым маячком, был остановлен автомобиль «КамАЗ» и ограблен ее водитель.

12 СЕНТЯБРЯ 2002 ГОДА близ подмосковного поселка Внуково бандиты под видом сотрудников ОМОНа на черной «Волге» с синими милицейскими номерами остановили Mercedes первого вице-президента «ЛУКойла» Сергея Кукуры. Водитель и охранник бизнесмена были отключены с помощью уколов сильнодействующего снотворного, а бизнесмен увезен в неизвестном направлении.

20 ИЮНЯ 2002 ГОДА в Москве на Рублевском шоссе преступниками, переодетыми в форму сотрудников ДПС и передвигавшимися на BMW-535 с синим милицейским номером А 0025 77 и мигалкой, был остановлен и обстрелян из автомата бронированный автомобиль вице-премьера правительства Москвы Иосифа Орджоникидзе.

28 МАРТА 1999 ГОДА днем в Москве трое неизвестных на машине с синими милицейскими номерами остановились на Новинском бульваре напротив посольства США, и один из них попытался выстрелить по зданию дипмиссии из гранатомета РГ-18 «Муха», который дал осечку. Налетчики ограничились выстрелами в сторону посольства из автомата Калашникова. Как позднее выяснило следствие, преступниками оказался московский скульптор Александр Сусликов и его друг, которые захватили машину штаба ГУВД вместе с водителем и заставили его ехать к американскому посольству. В марте 2001 года Александр Сусликов был осужден на 6,5 года лишения свободы.

КАКИЕ ЕЩЕ ЕСТЬ ЦВЕТНЫЕ НОМЕРА

В России палитра автомобильных номеров (согласно ГОСТу 505-77-Р-93) состоит из 5 цветов: черного, белого, красного, желтого и синего. Красные номера вешают на дипломатические и консульские машины. На них ставят одну латинскую букву – D или T и три цифры – код страны. Например, у Республики Мозамбик код 109, у Канады – 003. Послы или консулы ездят с D-номерами, а обслуживающему их персоналу на номер ставят литеру T.

Желтые номера раньше выдавались сотрудникам иностранных компаний. Но с 1 марта 2002 года их начали ставить на такси, грузовики и автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров.

Перед машинами с черными номерами обычные водители испытывают почти суеверный страх. «Черная метка» на транспорте принадлежит Министерству обороны.

ИСТОРИЯ СИНИХ НОМЕРОВ

Обозначить цветом милицейские номера руководство МВД решило еще при Викторе Черномырдине, когда правительство распорядилось урезать количество спецсигналов в виде мигалок, крякалок. Получилось, выделяться из общего потока могли только авто начальствующего состава. А милиционеры рангом пониже были обречены теряться в серых массах. Первая «синька» на машинах МВД в качестве эксперимента появилась в 1999 году, а официально утвердили синие номера в 2002-м. В МВД тогда доходчиво объясняли, что автомобили органов внутренних дел должны выделяться в транспортном потоке. Это, с одной стороны, поможет сотрудникам правоохранительных служб выполнять оперативные задачи, а с другой – дисциплинирует потенциальных нарушителей. Тогдашний глава ГИБДД генерал Федоров уверял, что новые знаки будут дисциплинировать и водителей-милиционеров, которые «не всегда служат примером для других». Однако на деле получилось совсем не так.

ИРИНА ВЛАСОВА, АНДРЕЙ ПАНКОВ

20.04.05

среда

«Новые Известия»

*